[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** Вот еще и другое благодеяние, которым Бог почтил созданного. Восхотев, чтобы человек жил в раю, Бог повелел произрасти из земли разным деревьям, которые могли бы и увеселять его своим видом и быть годными в пищу. **«Всяко древо красное в видение»**, то есть, на вид, **«и доброе в снедь»**, то есть, могущие и веселить взор, и услаждать вкус, и своим множеством и обилием доставлять великое удовольствие тому, кто будет ими пользоваться. Словом: Бог произрастил **«всяко древо»**, какое только можешь представить. Видишь, какое беспечальное местопребывание! Видишь, какая чудная жизнь! Человек жил на земле, как ангел какой, – был в теле, но не имел телесных нужд; как царь, украшенный багряницею и диадемою и облеченный в порфиру, свободно наслаждался он райским жилищем, имея во всем изобилие. **«И древо**, – говорит, – **жизни посреде рая и древо, еже ведети разуметельное доброго и лукавого»**. Показав нам что земля, по повелению Господа, произвела всякое дерево, и **«красное в видение»**, и **«доброе в снедь»**, (Писание) говорит потом: **«и древо жизни посреде рая, и древо, еже ведети разуметельное доброго и лукавого»**. Человеколюбивый Господь, как Творец, предвидя, какой вред может с течением времени произойти от большой свободы, произрастил и **«древо жизни посреде рая, и древо, еже ведети разуметельное доброго и лукавого»**, от которого (древа), немного спустя, и повелит человеку воздерживаться, дабы знал (человек), что он всем наслаждается по благодати и человеколюбию (Божию), и что есть Господь и Творец как его естества, так и всего видимого. Поэтому-то (Моисей) и упомянул здесь об этом дереве, и повествует нам далее о названиях рек и их, так сказать, разделении, и о том, что от реки, напаявшей рай, отделившиеся другие и образовавшие четыре начала, разграничили таким образом страны земные. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 13.//** ---- Он творит в раю **«всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи»**. Он заранее лишил преступника возможности оправдываться. Когда бытописатель сказал о жене: //«и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно»// [[old:gen:03:06|(Быт.3:6)]], то дабы кто-нибудь не подумал, что оно одно только было красиво по сравнению с другими деревьями, он сказал, что этим свойством отличались все деревья, что все были красивы на вид и прекрасны, дабы ты знал, что человек преступил заповедь не по причине недостатка, а пал при полном изобилии. **«И дерево**, – говорится, –** «жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»**. Троякого рода были деревья. Одни даны были человеку, чтобы он жил; дру­гие – чтобы хорошо жил; третьи – чтобы всегда жил. Он мог жить от деревьев, от которых было позволено есть; мог жить хорошо, не касаясь деревьев запрещенных; мог жить хорошо, касаясь того, что было не запрещено ему, и не касаясь того, что запрещено. Жить хорошо – значило повиноваться Богу. Древо жизни находилось среди рая, как награда; древо познания – как предмет состязания, подвига. Сохранив заповедь относительно этого дерева, ты получаешь награду. И посмотри на дивное дело. Повсюду в раю цветут всякие деревья, по­всюду изобилуют плодами; только в середине два дерева как предмет борьбы и упражнения. Кругом была пища. **//Беседа о пятом дне творения.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** Христос возносится на древо и пригвождается; но восстанавливает нас древом жизни, но спасает распятого с Ним разбойника, но омрачает все видимое. //**Слова. Слово 30.**// ===== Свт. Игнатий Брянчанинов ===== **И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь: и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметелное добраго и лукаваго** См. Толкование на [[old:gen:02:08#svt_ignatij_brjanchaninov|Быт. 2:8]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** Особенные принадлежности рая были древо жизни и древо познания добра и зла. **Древо жизни**, которое, по ближайшему применению к еврейскому наименованию можно называть //древом жизней// и также //древом здравия// [[old:nav:05:08|(Нав. 5:8)]] Моисей представляет как бы главою райских дерев **хороших в пищу**, подобно как и **древо познания добра и зла** поставляет в некотором соответствии с древами, **приятными видом**. Будучи столько же удалены от существенного познания древа жизни, сколько и от вкушения плодов его, мы должны довольствоваться сим сравнительным образом объяснения. Оно было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни — для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движением, а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность //жить вовек// [[old:gen:03:22|(Быт. 3:22)]] и созревать к безболезненному преобразованию из душевного в духовное тело [[new:1kor:15:44|(1 Кор. 15:44-46)]]. Но поскольку жизнь и свет человека всегда были в ипостасном Слове Божием [[new:in:01:04|(Ин. 1:4)]], то древо жизни в благотворном действии своем на естественную жизнь было величественным образованием благодатной жизни в Боге, в каковом знаменовании употребляется и в Новом Завете имя //древа жизни// ([[new:otkr:02:07|Откр. 2:7]]; [[new:otkr:22:02|Откр. 22:2]]). Когда древо жизни представляется **посреди сада**, то сим указует Св. Писание не столько на средоточие места, сколько на отличное свойство и очевидное оного величие. Так царь представляется //посреди людей своих// [[old:3ts:03:08|(3 Цар. 3:8)]]. Имя **древа познания добра и зла**, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке. Однако ж оно не могло быть источником познания, как потому, что сие несовместно с естеством древа, так и потому, что //образ Создавшего// был в человеке источником //разума// или //познания// [[new:kol:03:10|(Кол. 3:10)]] и весь мир представлял ему образы //добра//. Итак, оное древо долженствовало составлять только средство и случай к опытному познанию или действительному ощущению различия между добром и злом. Сие действие могло зависеть и от свойства древа, и от особенного назначения Божия. От свойства древа, если вообразим, что оно было по естеству своему противоположно древу жизни; что сколько живоносной силы заключено было в древе жизни, столько сродной веществу мертвенности скрывалось в древе познания; что сколько влияния первого соответствовали устроению человеческого тела, столько действия последнего были несообразны с оным и потому разрушительны. От особенного назначения, поелику древо познания, быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрестанно возрастающее //познание// и наслаждение //добра// в послушании Богу, с другой — //познание// и ощущение //зла// в преслушании. К сему наипаче испытательному назначению относится все, что говорит Св. Писание о древе познания. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ---- ПОЧЕМУ РАЙСКОЕ ДЕРЕВО НАЗЫВАЛОСЬ «ДРЕВОМ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА»? Наименование древа познания добра и зла соответствует своему существу, потому что человек через это древо познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло — в противлении ей. //**Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть вторая. О вере. О третьем члене Символа веры.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** ...Бог сначала насадил посреди рая [древо познания и] древо жизни, указывая на познание как путь к жизни. Но первые люди не с чистыми мыслями воспользовались им, и лишились его через коварство змея. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочны. Поэтому- то то и другое деревья были насаждены рядом друг с другом. //**Послание к Диогнету.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** См. Толкование на [[old:gen:02:08#sschmch_kiprian_karfagenskij|Быт. 2:8]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** См. Толкование на [[old:gen:02:08#prp_simeon_novyj_bogoslov|Быт. 2:8]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** См. Толкование на [[old:gen:02:08#prp_efrem_sirin|Быт. 2:8]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** Если мудрость есть древо жизни, то сама мудрость есть Христос. Теперь вы понимаете, почему блаженный и святой муж уподобляется этому древу - древу мудрости. Теперь вы понимаете, почему этот справедливый и блаженный муж, который не последовал совету нечестивых и не делает того, но делает это, - почему он //как дерево, посаженное при потоках вод// [[old:ps:001:03|(Пс 1:3)]], то есть почему он подобен Христу, ибо нас Бог //воскресил с Ним, и посадил на небесах// [[new:ef:02:06|(Еф 2:6)]]. Теперь вы понимаете, что мы со Христом царствуем на небесах. Теперь вы понимаете, почему это дерево было насажено в раю и почему мы все насажены вместе с ним. //**Трактат на Псалмы (Пс. 1).**// ===== Блаж. Августин ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** См. Толкование на [[old:gen:02:08#blazh_avgustin|Быт. 2:8]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** См. Толкование на [[old:gen:02:08#prp_maksim_ispovednik|Быт. 2:8]] и [[old:pr:03:18#prp_maksim_ispovednik|Прит. 3:18]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь: и древо жизни посреди рая, и древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго** В ряду райских **дерев, «красных в видение»** [приятных видом] и **«добрых в снедь»**, имели особенное значение два древа: древо жизни и древо разумения или познания добра и зла. Первое получило свое название от того, что плоды его предназначены были для поддержания в человеке бес­смертия по самому телу, как видно из того, что падший прародитель изгнан был из рая, //«да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и жив будет во век»// [[old:gen:03:22|(Быт. 3:22)]]. И в других случаях писание свидетельствует, что //Бог смерти не сотвори// [[old:prs:01:13|(Прем. 1:13)]], что Он //создал человека в неистление// [[old:gen:03:23|(Быт. 3:23)]], и что //смерть вошла в мир грехом// [[new:rim:05:12|(Рим. 5:12)]]. Но бессмертие человека по телу зависело не от природы самого тела, созданного из земной персти, а един­ственно от благодати Божией, и предназначено было чело­веку под условием его покорности воле Божией. Древо жизни было не что иное как проводник или орудие сей благодати, действовавшей на тело человека таинственно. По природе своей это древо, конечно, не могло сообщать бессмертия человеческому телу, ибо и само, как все земное, не было вечным; но как проводник животворящей божест­венной силы, оно плодами своими могло обновлять здоро­вье человека, ослабляемое летами пo законам стихийной жизни, и поддерживать в нем способность жить вечно, так что человек или всегда оставался бы в одном и том же теле, или тело его, не вкусив смерти, могло безболезненно пре­образиться из душевного [животного] в духовное [[new:1kor:15:44|(1 Кор. 15:44-46)]]. **Древо познания добра и зла** было **древом** испы­тания для первых людей. Название свое оно получило не от того, будто бы само имело силу сообщать людям **позна­ние о добре и зле**, а от того, что служило внешним пособием к приобретению этого **познания**. Первые люди в невиннос­ти своей не подозревали существования зла и склонны были к добру по природе, а не по сознательному убеждению в превосходстве добра пред злом. Назначение **древа позна­ния добра и зла** состояло в том, чтобы при пособии его они могли достигнуть этого убеждения, и чтобы сознательно могли научиться предпочитать благо послушания **злу** не­послушания. Это не значит, впрочем, что им предназначено было собственным опытом изведать **зло**, и что этот опыт служил необходимым условием к тому, чтобы они могли не только узнать **добро и зло**, но вместе, вкусив горечь последнего, полюбить первое и утвердиться в нем. Нет, первые люди могли сознательно полюбить **добро** и возне­навидеть **зло**, не теряя своей невинности и правоты. Добрые ангелы достигли же совершенства в **познании добра и зла**, не изведав опытно **зла** и устояв в одном **добре**. Чтобы и первые люди могли достигнуть подобного успеха в **позна­нии добра и зла**, для сего им совсем не нужно было утра­чивать свою невинность и делом испытывать **зло**, а доста­точно было только знать угрожающую опасность **зла**, ко­торой, как увидим, не скрыл от них Господь, и при встрече со **злом** противоборствовать ему, ибо сила **зла** узнается в противоборстве ему. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла** **«и дерево жизни, посреди рая…»** Посреди всех райских деревьев, услаждавших взор и питавших тело человека, стояло одно, обладавшее чудодейственной силой - сообщать бессмертие тому, кто вкушал от его плодов ([[old:gen:03:22|Быт. 3:22]]), за что и получило свое имя **«дерева жизни»**. Указанная особенность этого дерева не была, без сомнения, его естественным свойством, но представляла один из видов особого, сверхъестественного действия божественной благодати, связанной с вкушением его плодов, как со своим внешним символическим знаком. Помимо своего действительного исторического существования ([[new:otkr:02:07|Откр. 2:7]]; [[new:otkr:22:02|Откр. 22:2]]), дерево жизни, как в самом Писании, так и у отцов Церкви получило таинственно-прообразовательное значение, указывая главным образом на дерево крестное, которым Господь возвратил нам жизнь духовную, и на таинство евхаристии как спасительный плод этой крестной жертвы ([[new:in:06:51|Ин. 6:51-58]] и др.), ведущей в жизнь вечную. **«и дерево познания добра и зла…** Это было другое знаменитое райское дерево, стоявшее по соседству с первым ([[old:gen:03:03|Быт. 3:3]]; [[old:gen:02:09|Быт. 2:9]]), но обладавшее, как открылось впоследствии, прямо противоположными ему свойствами ([[old:gen:03:17|Быт. 3:17]]). Бог избрал это дерево в качестве средства испытать веру и любовь Адама, а также и его благодарность к небесному Отцу, для целей чего Он и дал ему заповедь не вкушать от плодов данного дерева. От этой-то заповеди оно, по всей вероятности, и получило свое название. «**Древо познания**, - говорит митрополит Филарет, - быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой - познание и ощущение зла в преслушании». Так как, вообще, заповедь, приуроченная к этому **древу**, имела в виду развитие высших способностей человека как существа разумного, то и на самое это **древо** легко могло перейти название «дерева разумения» или **«дерева познания»**. А так как, по ветхозаветному воззрению, все вообще познание носило моральный характер, то **«добро и зло»** и берутся здесь как два противоположных полюса всего вообще познания. [<10>]