[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей** Это делается не просто и не напрасно, но в виду имеющих вскоре последовать событий, предвидя которые Бог показывает нам, сколь великою мудростию Он одарил созданного Им, чтобы, когда совершится преступление данной от Бога заповеди, не подумал ты, будто человек преступил ее по неведению, но знал бы, что падение есть (следствие) беспечности. Что он одарен был великою мудростью, можешь удостовериться из того, что было теперь. **«И приведе я**, – сказано, – **ко Адаму, видети, что наречет я»**. Это делает Бог, чтобы показать нам великую мудрость Адама. И опять: **«еже нарече Адам, сие имя ему»**. Впрочем это делается не для того только, чтобы мы видели мудрость его, но и для того еще, чтобы в наречении имен виден был знак владычества. И у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена. Так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным. Не пропускай же, возлюбленный, слов этих без внимания, но подумай о том какая нужна была мудрость, чтобы дать имена стольким породам птиц, гадов, зверей, скотов и прочих бессловесных, ручных, диких, живущих в водах, происшедших из земли, – всем им дать имена и притом имена собственные и соответствующие каждой породе. **«Всяко**, – сказано, – **«еже нарече Адам, сие имя ему»**. Видишь полноту власти? Видишь силу господства? Подумай между прочим и о том, что и львы, и леопарды, ехидны, и скорпионы, и змеи, и все другие, еще более свирепые, животные, пришли к Адаму, как к господину, со всею покорностию, чтобы получить от него имена, и Адам ни одного из этих зверей не устрашился. Итак, никто не поноси сотворенного Господом, не изощряй языка на Создателя, или – лучше сказать – на свою голову, и не говори этих безумных слов: «для чего созданы звери?» Наречение имен ясно показывает вам, что и звери, подобно домашним животным, признавали и свое рабство и господство человека. Имена те, которые нарек им Адам, остаются доселе: Бог так утвердил их для того, чтобы мы и помнили постоянно о чести, которую человек получил от Господа всяческих, приняв под свою власть животных, и причину отнятия (этой чести) приписывали самому человеку, который через грех утратил власть свою. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.//** ---- Желая вразумить его, что он царь и владыка всего, (Бог) привел к нему всех зверей **"чтобы видеть, как он назовет их"**, чем и показал, что наречение имен служит подтверждением власти. Если же хотите видеть это и у людей, и знать, что берущие рабов из плена часто переменяют им имена, послушайте, что сделал вавилонский царь. Он, взявши в плен Ананию, Азарию и Мисаила, не оставил их при прежних именах, но на­звал – Седрахом, Мисахом и Авденаго [[old:dan:01:06|(Дан. 1:6-7)]]. **//Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.//** ---- Подумай, какою мудростью обладал тот, кто мог дать имена, и притом собственные, столь многим, различным и разнообразным породам скотов, пресмыкающихся и птиц. Сам Бог так принял это наречение имен, что не изменил их и даже после грехопадения не восхотел отменить названия животных. Сказано: **«всяко, еже... нарече я Адам... сие имя»** им. Итак, он ли не знал, что добро и что зло? **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово шестое.//** ---- Бог приводит к Адаму всех животных. Пусть выслушают еретики. Не дивись, если по поводу каждого изречения, каждого слова, речь обращается против еретиков; те, кто восстают против славного царствия, обличаются по всякому поводу. //«Камни из стен возопиют»// [[old:avm:02:11|(Авв.2:11)]], не говорю уже – слово от Писания; //«ни одна иота или ни одна черта»// [[new:mf:05:18|(Мф.5:18)]] не оставляет без порицания еретиков. Все обвиняет тех, кто отрицает Владыку всех творений. Итак, слушай. Необычайное было зрелище: стоит Адам, и Бог, как слуга, приводит к нему животных. **«И привел**, – говорится, – ...**Бог животных»**. Здесь внимай не словам, а мысли. Представь стоящего Бога и судящего Адама. Привел Бог всех животных и говорит Адаму таким, например, образом: как, по твоему мнению, назвать это животное? – Пусть называется львом. Бог утверждает название. Далее: как это животное? – Пусть называется волком. – Прекрасно рассудил ты. Подобным образом Бог утвердил имена всех живот­ных. **«И привел, **– говорит Писание, –** к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей»**. Смотри. Так как Бог сотворил человека по образу Своему, то Он пожелал явно представить и его достоинство и поистине по­казать, что он носит образ премудрости. И заметь дивное дело. Бог определил Сам имена заранее, но хотел пока­зать чрез образ, что суждения Адама согласны с божественною волей. Несомненно, Писание, желая показать, что Бог предо­пределил имена, которые дал Адам, говорит: **«чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей»**, т.е. Бог так предопределил, Бог так решил. Но возвратимся к предмету нашей речи. Стоит Адам, и Бог приводит к нему животных, и Владыке не служит к унижению то, что Он приводит к рабу. А еретики, если услышат, что Христос приводит нас к Отцу, тотчас го­ворят: видишь, что Он раб? **«И привел [их] к человеку»**. Раб су­дил, Владыка приводит. Бог не унижался тем, что приво­дил (животных) к Адаму. А Христа еретики, когда услышат, что он приводит к Отцу, низводят в ряд слуг. Если Спаситель говорит: //«никто не приходит к Отцу, как только через Меня»// [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]], еретики тотчас же направляют, а вернее сказать – искривляют уши. Бог, приводящий животных к Адаму, не является его слугою; а если человека приводит к Богу Бог, то становится в ряде слуг? Но пусть неведение слов Писания не дает пищи для твоей болезни. Я знаю, что и Сын приводит к Отцу, и Отец к Сыну. Сказав: //«никто не приходит к Отцу, как только через Меня»//, сам же Спаситель говорит также: //«никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец»// [[new:in:06:44|(Ин.6:44)]]. Хотя я знаю, что то, о чем я скажу те­перь, я уже раньше сказал, но так как это имеет близкое отношение к настоящему предмету, а с другой стороны, мо­жет быть некоторые тогда не слышали, то и теперь повторю. Представь, сколько существует животных; именно, представь ручных, диких, живущих в горах, в долинах, животных в Галлии, Индии, во всех других странах вселенной; представь далее роды и виды гадов, всех птиц, всех рыб, обитающих к море, озерах, реках. Все они были приведены к Адаму, и каждому из них Он давал название, и Бог не возражал, а спокойно ожидал. Тысячи имен, – и Бог на все дает согласие. Одно имя называет Бог, свидетельствуя с неба: //«Сей есть Сын Мой возлюбленный»// [[new:mf:03:17|(Мф.3:17)]], и еретики отвергают голос, свидетельствующий об одном имени, – тот самый свя­той голос, который признал тысячи имен и не отверг ни единого. Приведены были животные и названы именами. Теперь человек стоял как царь. Подобно тому, как вступающие в войско отмечаются царским знаком, так и Бог, поскольку хотел даровать че­ловеку господство, дает ему, как господину, власть наречь имена, потому что никто не назначает имен кроме одного только господина или отца. Слушай. Одни имена нарек Бог, другие – Адам. Бог назвал небо, землю, море, твердь, день, свет, ночь, плод, растение, траву, деревья; Адам нарек жи­вотных и птиц: павлина, орла, тельца, овцу; этот – виды, Тот – роды, чтобы не ложно было изречение Сказавшего: //«сотворим человека по образу Нашему»// [[old:gen:01:26|(Быт.1:26)]]. Бог нарекает имена светилам: медведице, ориону, плеядам, вечерней зари, ден­нице. Все это назвал Бог, как о том свидетельствует Да­вид, говоря: //«исчисляет множество звезд, и всем им имена нарекает»// [[old:ps:146:04|(Пс.146:4)]]. Бог дает имена тому, что на небе, Адам – тому, что на земле. Бог называет небо, землю, все остальные творения, называет Адама, огонь, человека. Адам что называет? Имена животным, птицам, гадам, зверям. Новые имена – кость, плоть – называет Адам, когда го­ворит о жене: //«вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей»// [[old:gen:02:23|(Быт.2:23)]]. Когда Бог создал человека, Он не сказал, что создал его из костей и плоти. Затем, Бог говорит: //«мужчина»//, Адам говорит: //«муж»//, Бог говорит: //«женщина»//, а тот: //«жена»//. Чудное дело. Так как человек исполнен был святого Духа и не был еще несчастным пре­ступником, а полон был благодати, то в нем цел был дар пророчества, о котором я говорил вашей любви за не­сколько дней пред этим. Он знал прошедшее, знал на­стоящее и будущее. Как он знал настоящее? В теле костей снаружи не видно; но так как он имел Духа, то и говорит: //«вот, это кость от костей моих»//. Откуда бы он знал, если бы не открыл ему Дух Святый. Почему же сначала Адам на­звал кость, а затем плоть? Потому, что Бог сначала взял из него ребро. //«Она //– говорит, –// будет называться женою, ибо взята от мужа своего»// [[old:gen:02:23|(Быт.2:23)]]. Адам пророчествует о про­шедшем, указывает настоящее, говорит о будущем. //«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей»// [[old:gen:02:24|(Быт.2:24)]]. **//Беседа о пятом дне творения.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 19-20 **Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** **Животные полевые** и **птицы небесные**, которые приведены к Адаму, - это наши неразумные порывы. Так что хищные или травоядные животные - это различные телесные страсти, более агрессивные или более умеренные; а птицы небесные - что это, если не пустые помыслы, которые, подобно птицам, облетают нашу душу и поворачивают ее туда или сюда? Поэтому нет у нашего разума более далекого от него товарища, нежели ощущение... Но, может быть, ты возразишь, что коль скоро Бог поместил все это в раю - телесные страсти и тщету непрочных или пустых помыслов, - то Он и есть виновник наших заблуждений? Вдумайся в то, что Он говорит. А Он говорит: //Да владычествуют они [люди] над рыбами морскими, и над птицами небесными... и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле// [[old:gen:01:26|(Быт. 1:26)]]. Как видишь, Он дал тебе власть трезвым суждением различать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог призвал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем. Почему же ты пожелал допустить к себе и соединиться с тем, что, как видишь, наименее подобно тебе? //**О рае.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей** Желая показать случай, который подал человеку мысль о **помощнике подобном ему**, и объяснить свойство сего помощника чрез сравнение с служебными для человека тварями, Моисей описывает обозрение первым человеком животных, наречение им имен и мимоходом упоминает о их сотворении. Здесь не упоминается о рыбах, потому что они, находясь в отдаленном, так сказать, от человека мире, не столь скоро могли представиться его взорам. //Приведение// животных //пред человека// нет нужды представлять духовным видением или действием Ангелов. Оно могло быть следствием их естественного подчинения и покорности человеку, яко владыке. //Наречение имен зверям и птицам// некоторые полагают не в шестой день, который один кажется для сего недостаточным, и не прежде сотворения жены, поелику язык предполагает собеседника, но сие противоречит и порядку священного повествования, и связи, в каковой представлено в нем наречение животных с сотворением жены. Можно же полагать, что в шестой день обозрены и наименованы не все без исключения, но известнейшие и ближайшие к пребыванию человека роды тварей земных; и что первоначальный язык существовал прежде сотворения жены, не требуя многого времени и труда для своего составления и образования, подобно как дарование языков в Апостолах. Человек получил оный вместе с бытием, может быть, усовершил его знание беседою Творца, посредством чувственных звуков дополнил от себя по внушению же от Бога, предопределившего человека для общежития. Намерение обозрения и наречения животных объясняет Св. Златоуст, когда говорит, что //Бог сделал сие для показания нам премудрости Адама и в знамение владычества его//. Дабы представить наречение имен действием премудрости, должно предположить, что Адам предварительно имел знание общих свойств и законов существ; и применяя к сему общему знанию то, что находил опытом или ближайшим рассматриванием в особенных видах тварей, давал им имена, изображающие естество их. Таковые имена доселе сохраняются преимущественно в языке еврейском. Слова: **чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей**, показывают, что сам Бог провидел достоинство сих имен и утвердил их для постоянного употребления в языке человеческом. Действие сего предопределения неизменно продолжалось до столпотворения Вавилонского. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И созда Бог еще от земли вся звери селныя, и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму, видети, что наречет я** Сказав о введении Адама в рай и о данной ему заповеди, Моисей обращается к повествованию о том, как Адам нарек имена животным, и говорит: **И созда Бог еще от земли вся звери селныя, и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму, видети, что наречет я**. Отсюда видно, что животные созданы не рукой Творца, ибо зверей извела земля, а птиц - воды. Это-то и хотело показать Писание, сказав: **созда... от земли**, - ибо от соединения земли и воды произошли все звери, гады, скоты и птицы. Слова: **приведе я ко Адаму**, - показывают мудрость Адама и мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг друга. Впереди шло стадо животных вредоносных, за ним без страха следовали ряды животных безвредных. Так Адам, прияв власть над землей, соделался владыкой всего в тот же день, в который приял благословение. Творческое Слово стало делом, и благословение, действительно, исполнилось: человек в тот же день соделан владыкой всего сущего, хотя сам вскоре явился непокорным Господу всяческих. Бог дал человеку не только обещанное над всем владычество, но присовокупил и наречение имен, которого не обещал. Если же Бог даровал человеку более обетованного, то отказал ли бы ему в обещанном, если бы человек не согрешил? //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== Ст. 19-20 **Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** Кто презрительно говорит о смиренномудром человеке и не признает его за живого, подобен отверзающему свои уста против Бога. И хотя в его глазах человек смиренный заслуживает презрения, всякое создание воздает ему честь. Когда смиренный приближается к хищным зверям и они обращают на него свой взор, укрощается их свирепость. Они подходят к нему как к своему владыке, опускают свои головы и лижут его руки и ноги. Ибо звери ощущают от него то благоухание, которое исходило от Адама до прегрешения, когда они были собраны к нему и он давал им имена в раю. Это [состояние] отнято было у нас, но обновил и возвратил нам его Своим пришествием Иисус. //**Слова подвижнические.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 19-20 **Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** **И привел их к Адаму, чтобы видеть, как он назовет их.** Чтобы не мыслить плотским образом о том, как Бог привел зверей и птиц к Адаму, должно в этом случае помочь нам рассуждение о двояком действии Божественного промышления... Не следует, в самом деле, думать, будто это происходило так, как охотники или птицеловы выслеживают и подгоняют к тенетам животных, которых они ловят; не следует думать и так, будто дан был какой-нибудь повелевающий голос в словах, слыша который разумные души поднимаются и повинуются. Звери и птицы такой способности не получили; впрочем, и они в своем роде повинуются Богу не разумным произволением воли, а так, как Бог, не двигаясь Сам во времени, в благопотребное время двигает всем чрез ангельские служения, которые в Его слове получают ведение, что и в какое время должно быть, и Им, во времени не движущимся, движутся во времени, исполняя Его повеления в кругу подчиненных им созданий. //**О Книге Бытия буквально.**// ---- Итак, прежде всего Бог показал человеку, насколько он лучше травоядных животных и всех неразумных живых существ. Таков смысл сказанного о том, что Бог **привел к человеку** всех животных, **чтобы видеть, как он наречет их,** и какое имя им пристанет. Отсюда явствует, что человек потому лучше животных, что различает их по именам; а это возможно лишь потому, что он может судить о них. Таков ближайший смысл, ибо человек быстро понимает, что он лучше животных. Труднее понять тот смысл сказанного, что человек и в себе постигает присутствие как разумного начала, которое правит, так и неразумного начала, которое управляется. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И созда Бог еще от земли вся звери селныя, и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму, видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему** **«И созда Бог еще от земли»**. Известно из 1 -й главы Бытия, что звери и птицы созданы прежде человека. Здесь же Моисей только мимоходом упоминает о их создании, имея главною целию изобразить отношение к ним **Адама**. Все они, конечно, относились к нему с покорностию, как к своему владыке, и ни одно из животных не возбуждало в нем страха; но он еще не довольно полно и отчетливо знал все роды и свойства их, хотя сотворен был для владычества над ними. И вот, по мановению Творца собираются в рай представители разных, по крайней мере ближайших к мес­топребыванию **Адама**, пород зверей и птиц. Творцу угодно было видеть, как **Адам** наречет их, т. е. Творец восхотел дать **Адаму** случай к тому, чтоб он чрез сличение собран­ных пред ним животных мог определить их отличительные свойства, и по этим свойствам дать им имена. Господь провидел, что имена, какие **Адам** даст животным, будут точно выражать их свойства, и потому предопределил ут­вердить сии имена для постоянного употребления в перво­начальном языке и для напоминания потомкам **Адама** о великой его мудрости. Но, главным образом, имена живот­ных, нареченные **Адамом**, были знамением его господства над ними. «И у людей, – говорит св. Златоуст, – есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена; так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» (на Бытие беседа 14). И на языке Св. Писания нарекать имя означает объявлять себя властелином чего-либо [[old:is:40:26|(Ис. 40:26]]; [[old:4ts:23:24|4 Цар. 23:24]]; [[old:4ts:24:17|24:17)]]. – Наречение имен предполагает в **Адаме** уже готовый дар слов. Но с кем же он мог говорить, когда не было жены? **Адам** получил язык вместе с бытием, как необходимую принадлежность разумной природы; и этот дар мог усовершать беседою Творца посредством чувственных звуков [[old:gen:03:08|(Быт. 3:8)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Севериан Габальский ===== Ст. 19-20 **Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** Вся земля же была отдана Адаму, а райское жилище стало для него недоступным. Ему также повелевалось идти прочь из рая, и вне его он был отделен не от человеческого жилья, но от бессловесных существ - домашних, четвероногих, диких животных и пресмыкающихся. Рай был для него царским жилищем, где он являлся полновластным хозяином. Благодаря этому и Бог привел к Адаму живых существ, чтобы понимали его. И собирались отовсюду не как рабы к своему господину, а всякий раз, когда у них была в чем-то нужда. Он называл живых существ по имени и сразу же отпускал. Но тогда Адам пребывал в раю. //**О творении мира.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей** __//Наречение имен животным.//__ //«Господь Бог образовал…»// Образовал, разумеется, гораздо раньше, именно в пятый и шестой дни творения ([[old:gen:01:21|Быт 1.21]] и [[old:gen:01:25|25]]), если же здесь бытописатель снова возвращается к этому факту, то он делает это лишь для общей связи повествования. //«И привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их…»// Этим указанием бытописателя сам Бог поставляется в роли наблюдателя и верховного руководителя первым опытом человеческой речи. «Авторитет Ж.-Ж. Руссо и великого филолога и философа Вильгельма Гумбольдта согласны с тою мыслью, что для человечества и не было другого исхода из младенческого неразумного лепета, как божественное Откровение, давшее ему готовую форму для выражения его мысли, или, лучше сказать, давшее ему мысль и форму вместе» (Властов, «Священная Летопись», I, с. 30). **//Толковая Библия.//** [<10>]