[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло** Вот, вся приманка! Наполнив чашу гибельным ядом, (диавол) подал ее жене, а та, не обратив внимание на смертоносное действие (если бы захотела, она могла бы узнать это с самого начала), но услышав от того, будто Бог потому запретил вкушать (от древа), **«яко отверзутся очи ваши, и будете, яко бози, ведяще доброе и лукавое»**, увлекшись надеждою на равенство с Богом, возмечтала наконец о себе много. Таковы-то ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, низвергает затем в глубокую бездну. Возмечтав о равенстве с Богом, она спешила вкусить (плода) и туда устремляла и ум и мысль и ничего больше не видела, как то, чтобы испить чашу, растворенную лукавым демоном. А чтобы увериться тебе, что она заботилась об этом, лишь только приняла гибельный яд по совету змия, послушай, что говорит Писание: //«и виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть еже разумети, и»// взя //«от плода его и яде»// [[old:gen:03:06|(Быт.3:6)]]. Поистине, //«тлят обычаи благи беседы злы»// [[new:1kor:15:33|(1Кор.15:33)]]. В самом деле, отчего до внушения этого лукавого демона ничего такого не испытывала (Ева), не подумала о дереве и не видела красоты его? Оттого что боялась заповеди Божией и будущего наказания за вкушение. А теперь, когда она была обольщена этим лукавым животным, будто они не только не потерпят этого (наказания), но и сделаются равными Богу, надежда на это обещание побудила ее вкусить от древа, и она, не захотев остаться в своих границах, но признав врага и противника нашего спасения более достойным доверия, нежели слова Божии, не много спустя на самом опыте узнала гибельность внушения (диавольского) и несчастие, имевшее постигнуть их за вкушение. Увидевши, как сказано, //«яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно еже разумети»//, жена, по обольщению, конечно, диавола, в которое он ввел ее чрез змия, подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, так что мы будем иметь одинаковое достоинство с Создателем, то почему же нам не вкусить от него? Видишь ли, как диавол увел жену в плен, увлек ее ум и заставил мечтать о себе выше своего достоинства, чтобы она, увлекшись пустыми надеждами, потеряла и то, что уже было ей даровано. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 16.//** ---- Ведь, если бы он не присоединял этих слов, то тем, что он раньше говорил дал им возможность подозревать то же. И замечай коварство. Низвергнув определение Бога и сказав, что, если прародители окажут Ему неповиновение, то их уделом будут великие блага, как например: откроются их очи, они сделаются равными Богу и будут обладать соответствующим этому положению ведением, диавол еще не присоединил, что порочен тот, кто запрещает это, дабы не показалось, что говорит какой-то враг и неприятель, но надел личину советника и попечителя, дабы сделать злое увещание удобоприемлемым, – что именно и случилось. Словами, какие он говорил, диавол не желал научить ничему другому, как: «отступите от сотворившего вас Бога; Он – недоброжелателен и завистлив, по зависти отказывает вам в больших благах». Однако, открыто этих слов он не произнес, потому что, заподозрив в нем врага, они, конечно, уклонились бы от него; не пожелав же сказать им этого и умолчав, он предложил тот гибельный совет. **//Слово второе о судьбе и провидении.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал змей жене: нет, не умрете** Вторая речь искусителя заключает в себе сколько слов, столько лжи, но сплетенных так, что богоотступлению дают вид действования по намерению Божию. Примечая, что страх смерти держит Еву в послушании Богу, он отъемлет прежде всего сию опору: **не умрете**. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал змей жене: нет, не умрете** См. Толкование на [[old:gen:03:02#prp_efrem_sirin|Быт. 3:2]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И сказал змей жене: нет, не умрете** **Нет, не умрете**. Это диавол и ныне всем усердно нашептывает и внушает всем рвать запрещенные плоды. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- Диавол шепчет и ныне людям: **нет, не умрете**, закрывает от людей страх смертного часа, уничтожает страх вечных мучений, вырывает из памяти Страшный Суд да изглаживает из памяти и сердца мучения, причиненные грехом здесь, на земле. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Августин ===== Ст. 4-5 **И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло** Истинно говорят те, кто усматривает здесь иной смысл: //начало греха - гордость//. Ибо дьявол, от которого произошел грех, из-за гордыни отпал от Бога и потом из зависти совратил человека, пребывавшего там, откуда он сам пал. Змей тот прежде всего искал лазейку гордыни, через которую и вполз, пообещав: **будете, как боги**. И потому сказано: //начало греха - гордость//. И еще: //начало гордости - удаление человека от Господа//. //**О природе и благодати.**// ---- Итак, дьявол не смог бы обольстить человека явным грехом, состоявшим в совершении того, что Бог запретил делать, если бы человеком уже не овладело довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: **будете, как боги**. Гораздо вернее они были бы таковыми, если бы прилеплялись к высочайшему и истинному Началу своей покорностью, а не обратились бы своей гордыней к самим себе, к своему началу. Ведь боги сотворенные суть боги не через самих себя, а через общение с Богом истинным. Желать же большего - значит умаляться. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Ст. 4-5 **И рече змий жене: не смертию умрете: ведяше бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое** Чем больше смирения диавол показал с первых слов к Еве, чтобы завлечь ее в разговор с собою, тем дерзновеннее и наглее он теперь приступает к ней, ободренный ее вни­манием к себе. **«Не смертию умрете»**, т. е. напрасно вы боитесь смерти от вкушения запрещенных плодов. Плоды эти совсем не смертоносны, и запрещены отнюдь не пото­му, будто бы заключалась в них смертоносная сила, а по другой причине, – единственно по недоброжелательству и зависти к вам Бога. **«Ведяше бо Бог, яко, в онъже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое»**, т. е. Бог знал, что вы сделаетесь подобными Ему с той минуты, как вкусите от древа позна­ния добра и зла, что вы тогда сделаетесь столь же всеведу­щими, как Он Сам. Бог не хочет этого, Он хочет один обладать всеведением, и потому намеренно старается дер­жать вас в состоянии детского неведения добра и зла, и следственно в состоянии жалкой зависимости от Него. Верить угрозе Божией и малодушно бояться ее – значит не знать собственного блага, значит осудить себя на вечное детство и на вечную зависимость от Бога. Поймите, что дело идет о вашем благе, не будьте равнодушны к нему. Бог по одной зависти закрывает ваши глаза от того совер­шенного и обширного ведения, приобретение которого сделает вас из подчиненных соперниками Ему. Отбросьте малодушие, смело ешьте от запрещенных плодов, и тогда повязка с ваших духовных очей спадет, и пред ними откро­ется обширная область ведения, так что, обладая таким ведением, вы уже не будете нуждаться в руководстве Бо­жием, сами сделаетесь богами. – Таков смысл диавольских внушений: в них что ни слово, то ложь. Искуситель знал, что первые люди с плодами вкусят смерть, и однако ж утверждал, что **не умрут**, – это первая ложь. Ложь также, будто **отверзутся у них очи**. Очи действительно **отверзутся**, только для ощущения постыдной наготы, а не для ощуще­ния удовольствия, доставляемого многоведением. Ложь, будто они **«будут яко бози, ведяще доброе и лукавое»**. Позна­ние добра и зла, которое достигается чрез вкушение зла, чрез порабощение злу, ничего не имеет общего с божеским познанием добра и зла, соединенным со свободою от вся­кого зла. За сии-то ложные и коварные внушения Господь Иисус Христос именует диавола //«ложью и отцем лжи»// [[new:in:08:44|(Ин. 8:44)]]. Чувство, которое диавол хотел возбудить в душе Евы этими внушениями, есть гордость, самолюбивое желание свергнуть с себя зависимость от Бога и сравняться с Ним всеведением. Посему и сказано: //«начало греха гордыня»// [[old:prsir:10:15|(Сир. 10:15)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал змей жене: нет, не умрете** //«нет, не умрете...»// Справедливо усматривая из ответа Евы, что в послушании Богу она сдерживается не столько внутренними и нравственными мотивами, чем чисто внешним чувством страха перед смертью, диавол говорит уже чистую ложь: //«нет, не умрете»//, т. е. ваши опасения лишиться жизни, основанные на божественной угрозе, совершенно неосновательны и напрасны. [<10>]