[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою** Смотри на благость Господа, какую показывает Он кротость после такого преступления. **«Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя»**. Я, говорит, хотел, чтобы ты проводила беспечальную безболезненную жизнь, свободную от всякой скорби и горести и исполненную всякого удовольствия, (хотел, чтобы ты), будучи облечена телом, не чувствовала ничего телесного. Но как ты не воспользовалась по надлежащему таким счастием, но избыток благ довел тебя до столь великой неблагодарности, то чтобы ты не предалась еще большему своеволию, Я налагаю на тебя узду, и осуждаю тебя на печали и воздыхания. **«Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада»**. Я, говорит, сделаю, что у тебя рождение детей – источник великого утешения – будет начинаться печалию, чтобы ты сама в повседневных скорбях и печалях при деторождении имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех и преслушание, чтобы с течением времени не предала ты забвению случившегося теперь, но знала бы, что причиною этого был для тебя обман. Поэтому **«умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада»**. Здесь разумеются болезни рождения и тот великий труд, какой должна терпеть (жена), нося плод, как бремя, в продолжение стольких месяцев, – также некоторые особенные, происходящие отсюда, боли, растяжение членов и те нестерпимые страдания, которые знают только те (жены), которые испытали (их). Однако человеколюбивый Бог даровал, вместе с скорбями, и столь великое утешение, что радость о рождении младенца равняется тем болезням, которые, в продолжение стольких месяцев, терзают утробу матери. Переносящие такой труд, столько терзаемые болезнями и, так сказать, отчаивающиеся в самой жизни, после того как родят и насладятся радостью за (свои) страдания, опять, как бы забывши все, что было, предаются деторождению: так устроил Бог для непрерывного сохранения людей! Надежда будущих благ всегда облегчает перенесение настоящих скорбей. Поэтому сказал (Он): **«умножая умножу печали твоя: в болезнех родиши чада»**. Это же сказал и Христос, беседуя с учениками и показывая вместе и тяжесть скорби, и обилие радости: //«жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ее»//; потом, желая представить нам, как чувства скорби скоро проходят, и сменяются радостью и веселием, говорит: //«егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир»// [[new:in:16:21|(Ин.16:21)]]. Видишь безмерное попечение (Божие)? Видишь, что наказание преисполнено вразумления? **«В болезнех родиши чада»**. Потом: **«к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет»**. Как бы оправдываясь пред женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестною (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поелику ты не воспользовалась равночестием, как должно, за это подчиняю тебя мужу: **«и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет»**. Так как ты, оставив равночестного и имеющего общую с тобою природу, того, для кого ты создана, решилась вступить в беседу с лукавым животным-змеем, и принять от него совет, то затем Я уже подчиняю тебя ему и объявляю его твоим господином, чтобы ты признавала власть его; так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчиненною. **«К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет».** Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободою и властию, носиться по стремнинам. И для коня полезнее иметь на себе узду и ходить под управлением, чем без этого носиться по стремнинам. Итак, имея в виду твою пользу, Я хочу, чтобы ты к **«мужу»** имела **«обращение»**, повиновалась ему, как тело голове, и с радостию признавала его господство. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.**// ---- Когда Адам совершил тот тяжкий грех и вместе с собой подверг осуждению весь человеческий род, тогда он был осужден на труд; совершившая же больший грех, и настолько больший, что грех Адама по сравнению с этим может даже и не считаться грехом, — //Адам//, говорится, //не прельстися, жена же прельстившися, в преступлении быстъ// [[new:1tim:02:14|(1 Тим. 2,14)]], — эта, говорю, которая прельстилась и в преступлении быстъ, и приготовила как для самой себя, так и для мужа, смертоносный напиток, осуждается на великую печаль, потому что последняя может угнетать сильнее, чем труд. **Умножая**, говорится, **умножу печали твоя, и воздыхания твоя: в печалях родиши чада**. Нигде не назначается ей работа, нигде — пот и нигде — труд, но уныние и стенание, и проистекающее отсюда наказание, равносильное и трудам, и бесчисленным смертям, а вернее — даже и много тягостнее их. **//Письма к Олимпиаде. Письмо третье.//** ---- Я, говорит, создал тебя равночестною, ты же не хорошо воспользовалась властью, – так перейди в подчинение; ты не вынесла свободы, – так прими рабство; ты самым делом показала, что не умела господствовать – будь же в числе подначальных и в муже узнай господина. **«К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет»**. Усмотри и здесь человеколюбие Божие. Чтобы, услышав слова: **«той тобою обладати будет»**, жена не сочла этого обладания тяжким, (Бог) впереди поставил имя, указывающее на попечительность, сказав: **«к мужу твоему обращение твое»**, т. е., он будет для тебя убежищем, пристанью и защитою; при всех встречающихся бедствиях даю право к нему обращаться и прибегать. Однако не этим только способом (Бог) установил между ними нерасторжимый союз, но и естественными потребностями, соединив их именно союзом любви. Видишь ли, как грех ввел подчинение, а благоизобретательный и премудрый Бог и это обратил в пользу нам? Послушай, как и Павел говорит об этом подчинении, чтобы и отсюда узнать тебе согласие между Ветхим и Новым заветом. //«Жена//, – говорит он, – //в безмолвии да учится со всяким покорением»// [[new:1tim:02:11|(1Тим. 2:11)]].Видишь, что и он жену подчинил мужу? Но подожди, и узнаешь причину. Почему //«со всяким покорением»//? //«Жене...//, – говорит, – //учити не повелеваю»//. Почему? Потому что она худо однажды научила Адама. //«Ниже владети мужем»//. Почему же? Потому что раз поначальствовала худо. //«Но быти в безмолвии»// [[new:1tim:02:12|(1Тим. 2:12)]]. Но скажи и причину. //«Адам//, – говорит, – //не прельстися: жена же прелстившися, в преступлении бысть»// [[new:1tim:02:14|(1Тим. 2:14)]]. Поэтому он низвел ее с учительской кафедры. Кто не умеет учить, тот, говорит, пусть учится; если же он не захочет учиться, но пожелает учить, то погубит и себя самого и учеников, что случилось тогда с женою. Отсюда видно, что жена подчинена мужу, и подчинена вследствие греха. Хочу услышать и относительно слов: **«к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет»**. Хочу знать то, как говорит Павел и об этом попечении, как владычество соединяет он с любовью. Где же он говорит об этом? В послании к Ефесеям он пишет: //«мужие, любите... жены»// [[new:ef:05:25|(Еф. 5:25)]]; вот (объяснение сказанного) – **«к мужу твоему обращение твое»**. //«Жены да боятся мужей»// [[new:ef:05:22|(Еф. 5:22)]]; вот (объяснение слов): **«той тобою обладати будет»**. Видишь ли, как владычество делается не тяжелым, когда господин страстно любит обладаемую, когда страх соединен с любовью? Так устраняется тяжесть рабства. Итак, первое господство ввело преслушание. Не на то здесь обращай внимание, что Бог привел его в надлежащий порядок, а на то, что самое существо рабства произвел грех. Есть и другой вид рабства, который тяжелее перваго; и он также имеет свое начало и основание в грехе. **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.//** ---- Суд начался с ви­новника преступления – с обольстителя. Затем Бог перехо­дит к обольщенной и изрекает грозный приговор. Первым словом змию было: //«проклят»//. **«Жене Бог сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей»**. Бог не нала­гает проклятия на жену, чтобы она не рождала, потому что раньше благословил ее. Когда Он создал людей, то //«и благословил их//, – говорится, –// Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»// [[old:gen:01:28|(Быт.1:28)]]. А Павел говорит: //«дары и призвание Божие непреложны»// [[new:rim:11:29|(Римл.11:29)]]. Итак, Бог не проклинает тех, кого благословил. Что же делает? Он прилагает к ране чудные врачества – печали и скорбь. Слова Божии по внешности кажутся поражающим приговором, на самом же деле обещают освобождение от греха. **«Умножая**, – говорит, –** умножу скорбь твою»**. Это – средства покаяния. Внимай. Подобно тому как врачи одним и тем же врачеб­ным средством и причиняют боль, и утишают ее, одним и тем же сечением, одним и тем ножом доставляют и страдание, и исцеление, так и Бог дает согрешив­шей жене два средства покаяния – печаль и скорбь. Какую пользу приносит печаль? Слушай, что говорит Павел: //«печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению»// [[new:2kor:07:10|(2Кор.7:10)]]. А что производит скорбь? Слу­шай Исаию: //«егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися»// [[old:is:30:15|(Ис.30:15)]]. **«Умножая умножу скорбь твою»**. Печаль безобразит лицо, делает его унылым. //«Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает»// [[old:pr:15:13|(Притч.15:13)]]. Так как жена глазом увидела дерево и сердцем помыслила о богоравенстве, то Бог дает скорбь сердцу и печаль лицу, дабы наказать то, чем она согрешила. Бог хочет также, чтобы самое наказание, – а лучше сказать, спасение, – убедило жену, что не ложно было древнее благословение. Сказав лю­дям: //«наполняйте землю»//, Бог говорит теперь: **«в болезни будешь рождать детей»**. Я не лишаю тебя способности рождения, так как раз навсегда дал благословение, но ты будешь рождать в болезнях, в страданиях. Скорбь рождающей весьма тяжка. //«Женщина//, – свидетельствует Спаситель, –// когда рождает, терпит скорбь»// [[new:in:16:21|(Ин.16:21)]]. Жена скорбит, когда рождает, испытывает беспокойство, когда питает; когда дитя приходит в возраст, она беспокоится, чтобы оно не было глупым; если ее сын отправится в путь, она боится, как бы он не помер, как бы не заболел, как бы не случилось с ним несчастья. У мужа этого нет. Отец, хотя и заботится о сыне, но не так, как мать; он утешает себя, говоря: «он человек, умеет предохранить себя», – и не беспокоится. Почему? Потому, что он не слышал слов: **«в болезни будешь рождать детей»**. Чудный вид на­казания. Когда наступят для жены страдания, она и тогда, как свидетельствует опыт, во время самых мучений не отвергает мужа. Она не говорит: «о, если бы не было брака, о, если бы не было деторождения»! Бог не дозволяет ей, не смотря и на испытание страданий, ненавидеть мужа; она знает, что пере­несла, чему подверглась, и все-таки любит мужа. Вот почему **«в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»**. Так как ты уже худо обладала, и муж стал рабом твоей воли, то Я делаю последовательный вывод: пусть владеет тот, кто не был обольщен. Потому и Павел говорит: //«учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем»// [[new:1tim:02:12|(1Тим.2:12)]]. Не повелевает учить, потому что она раньше худо научила в раю; //«ни властвовать над мужем»//, потому что худо обладала. По такому именно соображению Павел дает увещание, чтобы жена не учила, в виду именно происшедшего в раю. Что это не наше мудрование, слушай самого Павла: //«а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем»//, потому что //«Адам»//, присовокупляет он, желая показать зависимость повеления от прежних событий, //«и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление»// [[new:1tim:02:12|(1Тим. 2:12]], [[new:1tim:02:14|14)]]. **//Беседа о шестом дне творения.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-17 **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей** Затем из одного взятого у Адама ребра Бог творит жену, имевшую и служить ему для рождения детей, и сожительствовать ему как существо однородное с ним, и наконец просто пребывать с ним. Когда же лестью диавола она увлечена была к преступлению и вкусила от запрещенного древа, а вместе с нею пал и сам праотец Адам, то природа их была тотчас осуждена на смерть. И к жене Бог взывал: **в болезни будешь рождать детей**; а к Адаму: **проклята земля за тебя**. И сверх этого они лишены были того многовожделенного местопребывания, которым пользовались в начале, а также и рая сладости. И только тогда познали они, что были наги и лишены одежды, а потому имеют нужду в одеждах. По милосердию Божию, у них явились для сего нижние одежды кожаные. И матерью своею они признали землю, подверглись уловлению в сети тления и вообще, как я думаю, ничего недоставало у них к тому, чтобы оказаться в крайне бедственном состоянии. Но кто-нибудь, думаю, скажет: если сотворенный человек имел дойти до столь великого несчастия, то не справедливо ли думать, что ему гораздо лучше было бы и не иметь бытия? Бог соделал славным и досточудным того, который спустя немного времени имел быть жалким и достойным сострадания, повинным проклятию и наказанию. Бог как Зиждитель по естеству, конечно, не мог не знать будущего. Поелику же, ведая это, творил Он его, то не обличает ли Себя более вреда, нежели пользы принесшим человеку, если имеющим быть несчастными поистине лучше было бы совершенно не родиться, согласно слову самого Спасителя, сказанному Им об ученике предателе: //лучше было бы тому человеку не родиться// [[new:mk:14:21|(Мк. 14, 21)]]. На это я скажу, что очень опасно и близко к крайнему безумию, или, лучше, прямо было бы безумием и даже гораздо более того — порицать Божественные намерения как неправильные и естество высочайшее или не считать заботящимся о надлежащем, или же считать его способным погрешать относительно полезного и лучшего для нас. Лучше было бы, если бы мы, считая естество Божественное непогрешимым в его советах и делах, удерживались от того, чтобы //не думайте (о себе) более, нежели должно думать// [[new:rim:12:03|(Рим. 12, 3)]] и оставляли излишнее занятие этим как не свободным от вины. И сверх того, думаю, должно было обратить внимание еще на следующее: тем, которые получили бытие и притом во благо, лучше ли было бы не родиться или родиться и соделаться причастниками благости Зиждителя? Но в этом, как я думаю, никто не усомнится: ибо как имеющим быть несчастными, если они уже приведены в бытие, по справедливости лучше и вожделеннее было бы не получать этого бытия, так точно, думаю, наоборот, и для тех, которые не будут таковыми, является добрым и достохвальным делом — произойти на свет и жить. Так что же? Полагаю, что наша речь об этом должна быть переносима и на существа гораздо высшие нас: разумею блаженных Ангелов. Сотворены от Бога и из небытия приведены в бытие Ангелы и Архангелы, Престолы и Власти, Силы и Начала, и превысшие их Серафимы. В числе приведенных в бытие был и сам змий отступник, и бывшие с ним лукавые силы. Они были вместе с другими святыми и разумными созданиями, наполняя вышние обители, отличаясь славою и по сравнению с нами находясь в состоянии несравнимо лучшем и превосходнейшем. Потому и от Господа сказано: //с Херувимами вчиних тя// [[old:iez:28:14|(Иез. 28, 14)]]. Но святые Херувимы имеют утвердившуюся славу и твердо сохраняют свое первоначальное состояние. //Тысячи тысяч// служат Богу, //и тьмы тем предстояли пред Ним// [[old:dan:07:10|(Дан. 7, 10)]]. Вместе с другими пал сатана и лишился своей славы. Итак, когда он вознамерился оставить свое первоначальное состояние, тогда, произвольно склонившись к оскорблению Бога, произвел то, что Зиждитель всяческих престал от творения, разумею святых Ангелов, и отверг столь славное и досточудное создание. После того как же не казалось бы обидным, если б не приводимо было в бытие доселе предстоящее и служащее Ему множество, соблюдающее себя в целости по отношению к сотворившему его Богу и не допускающее помысла о том, чтобы прийти в забвение о своем первоначальном состоянии? И что же, скажи мне, очень вредного для сего в том, что некоторые, вследствие надмения, утратили свое прежнее благосостояние? Те, которые лучше сих, остаются с Богом, и, богатно исполняемые Его благостью, воздают Ему честь продолжительными и непрерывными славословиями. И о них-то, думаю, говорит блаженный Давид: //Блаженны все, живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя// [[old:ps:083:05|(Пс. 83, 5)]]. Окончив речь о сем, теперь то же самое исследование приложим и к себе самим. Человек сотворен был в начале наделенный властью над собственными своими хотениями и обладая свободным стремлением к чему бы ни захотел: ибо свободно Божество, по образу Которого он сотворен. Так, думаю, а не иначе он был бы достохвален, если бы являлся свободным делателем добродетели и чистоту в делах имел бы, как плод расположения, а не как последствие естественной необходимости, которая совершенно не позволяла бы ему выходить из пределов добра, хотя бы он захотел делать и не то, что таково. Итак, человек в начале получил свободное и непринужденное стремление ума ко всему тому, что должно было делать; но по обольщению от змия неразумно обратился к тому, что не следовало делать, и за ничто почел совершить преступление. За это и осужден был на смерть и тление, так как Бог, думаю, предвидел имевшую быть от происшедшего большую пользу: ибо как скоро человек однажды уклонился ко греху и естество его стало недуговать стремлением к порочному, почти наподобие того, как и естество нечистых духов, он постоянно изобличаем был во зле, совершаемом им на земле. Итак, с пользою придумана смерть плоти, не к совершенной погибели приводящая животное, но скорее к обновлению и, так сказать, к будущей переделке соблюдающая его, как бы разбитый сосуд. А что живому существу придется потерпеть нетление, этого не не ведал Зиждитель, но напротив знал, что вместе с этим последует и разрушение непотребных дел, и уничтожение тления, и возведение к лучшему состоянию, и восприятие первоначальных благ. Он знал, что пошлет по времени Сына Своего в человеческом образе, имевшего умереть за нас и разрушить державу смерти, дабы обладать и живыми и мертвыми. Но что же? Если не все уверовали, то уже самое бесчисленное множество спасенных как бы ослабляет значение погибели оных и являет пустою печаль о них, едва не говоря так: //вкушать от плодов путей своих// [[old:pr:01:31|(Притч. 1, 31)]]: потому что, имея возможность, если бы захотели быть спасенными и избежать зла, в которое впали, они не приемлют Искупителя, то есть Христа. Так если бы какой садовник наполнил свой сад превосходнейшими деревьями, но затем не всем деревьям по разным причинам случилось бы избежать повреждения, то не подумает никто, чтобы решившийся заняться садоводством не хотел правильно вести это дело. И никто, думаю, не стал бы порицать его. Даже и напротив: он прилагал всю должную заботу о посаженных деревьях, а они пострадали от своей слабости. Неужели мы скажем, что лучше бы он совершенно не приступал к садоводству и не усаживал бы сада превосходнейшими растениями, но напротив уничтожил бы совсем способы садоводства, чтобы не потерпели вреда некоторые из посаженных растений? Не совершенно ли неразумно было бы считать это правильным? Итак, если мы будем здраво судить, то не Зиждителя, приведшего нас в бытие, обвиним, а напротив себя самих, от своего произволения терпящих вред. Что приводя человека в бытие, Бог имел ввиду и то, что он подпадет тлению, но знал и способы врачевания, в этом ясно убеждает нас божественный Павел, свидетельствуя о том, что спасение чрез Христа издавна предуведено было Духом. Именно так пишет он в Послании к ученику своему Тимофею: //не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа// [[new:2tim:01:08|(2 Тим. 1, 8-10)]]. И к другим опять: //любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил// [[new:rim:08:28|(Рим. 8, 28-30)]]. Слышишь ли, как говорит, что благодать во Христе дана прежде лет вечных и что предуведены и предопределены ясно от Бога и Отца те, которые будут сообразными образу Сына Его? Ибо предуведен, как я сказал, образ вочеловечения. А в надлежащее время совершено и разрешение от немощей, чему свидетелем будет опять Павел, так написавший: //Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь// [[new:rim:14:24|(Рим. 14, 24-26)]]. Тайна была умолчана, но явлена ныне посредством закона и пророков, по изволению Бога и Отца. И во Христе мы восстановлены в первоначальное состояние, с ниспровержением того, что потом привходило к нам вследствие лести диавольской. Ибо Павел опять так сказал о Спасителе всех нас Христе: //в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа// [[new:ef:01:07|(Еф. 1,7-12)]]. Вот опять мы предопределены (прежде наречены) по предположению (по прозренью) Отца; да и самым упованием мы обогатились как бы раньше, нежели бытием, так как Бог имел о сем предведение и в Своих советах преднаписал то, что имело совершиться с нами. Ибо после того как изобретатель греха обольстил в начале Адама и сделал его повинным греху легкомыслия, он приведен был к смерти, и тогда осуждение перешло на всех людей, так как страсть переходила как бы от корня на ветви: потому что она //царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама// [[new:rim:05:14|(Рим. 5, 14)]]. Зиждитель промышлял о созданиях Своих и устроил нам как бы второй корень рода, возводящий нас в прежнее нетление, чтобы как образ первого и земного назнаменал нас необходимостью смерти и уловлением в сети тления, так, наоборот, второе после оного начало, то есть Христос, и уподобление Ему духом назнаменал о нас свободою от погибели; и чтобы как в том (Адаме) непослушание привело нас к наказанию, так в этом (Христе) уступчивость и благопокорливость во всем явила нас причастниками благословения свыше и от Отца. Так и сказано: //первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий// [[new:1kor:15:45|(1 Кор. 15, 45)]]. И еще иначе разъясняет нам это Апостол, говоря: //Первый человек - из земли, перстный; второй человек-Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного// [[new:1kor:15:47|(ст. 47-49)]]. И опять: //Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою// [[new:gal:03:13|(Гал. 3, 13)]]. //Смирил Себя//, как написано [[new:fil:02:08|(Флп. 2, 8)]], и добровольно снизошел до всего того, что есть в нас, Единородный — Слово Божие, не для того чтобы вместе с нами быть в подданстве царству смерти, так как бы и на Него Адам перенес смертность (ибо Он Сам есть все оживотворяющий), но для того чтобы, явив вид подчиненным тлению, перевести его к жизни. Поэтому-то Он и //стал плотию// [[new:in:01:14|(Ин. 1, 14)]]. Так и премудрый Павел пишет: //Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут// [[new:1kor:15:21|(1 Кор.15, 21-22)]]. Ибо неразумно было бы думать, что земнородный и простой человек Адам силу положенного на него проклятия, как бы какое наследство, естественно переходящее, распространил на весь род; а Тот, Который свыше и с небеси, Который есть Бог по естеству, Еммануил, восприявший на Себя подобие нам и соделавшийся для нас вторым Адамом, в свою очередь, не соделал в избытке причастными Его жизни тех, которые захотели бы приобщиться к родству с Ним по вере. Мы соделались сотелесниками Его чрез таинственное благословение. Соединены мы с Ним и иным способом, поелику соделались общниками Божественного естества Его чрез Духа: ибо Он обитает в душах святых, и как блаженный Иоанн говорит: //А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам// [[new:1in:03:24|(1 Ин. 3, 24)]]. Итак, Он Сам есть жизнь наша, Сам и оправдание. Написано также еще: //Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни// [[new:rim:05:18|(Рим. 5, 18)]]. И еще: //Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие// [[new:rim:05:19|(ст. 19)]]. Итак, ясно, что и в первом Адаме прообразуемо было тогда таинство Христа, не во всем сходные черты образа сохраняющее, но различные и даже противоположные. Именно тот был для рода человеческого началом к смерти, проклятию и осуждению; а Сей — ко всему противоположному: к жизни, благословению и оправданию. Тот принял жену //и будут одна плоть// [[old:gen:02:24|(Быт. 2, 24)]] и чрез нее погиб; Христос же, соединяя с Собою Церковь духом, избавляет и спасает, и делает ее победительницею лести диавольской. Поэтому Апостол и убеждает вопиять: //ибо нам не безызвестны его умыслы// [[new:2kor:02:11|(2 Кор. 2, 11)]]. Праотец Адам в возмездие за грех и в наказание за преступление получил тление; Христу же вменена была в вину праведность, по безумию иудеев. Посему за страсть смертную Он и увенчивается //честию и славою//, по слову блаженного Павла ([[new:evr:02:09|Евр. 2, 9]]; сн.: [[new:fil:02:09|Флп. 2, 9]]). И Адаму едва подчинено было одно то, что есть на земле: Христу же все; ибо Ему преклонилось //всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца// [[new:fil:02:10|(Флп. 2, 10-11)]]. Аминь. //**Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою** Что сказать о нашем появлении на свет? Не гораздо ли оно печальнее появления на свет бессловесных животных? **«В болезнех родиши чада»**, сказал Бог Еве, не только, думаю, по причине родительных материнских болезней, но и по причине печалей, постигающих рожденных, то ли всех тех печалей, которые имеют произойти в течение последующей жизни, то ли немедленно от самого начала настигающих, от чего ребенок и непрестанно плачет, – чего не приключается другим живым существам; потому что только для нас одних, как только мы выйдем из утробы матери, открывается многострадальная и многоболезненная и достойная, как это представляется, многих сетований жизнь. **//Омилия 48. На 17-е воскресение евангельских чтений по Матфею, говорящее о хананеянке.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою** Жена подвергается наказанию сама в себе: **умножая умножу скорбь твою и зачатие твое**; яснее: **скорбь на скорбь наведу я тебе в беременности твоей**. Скорбь есть наказание грешника вообще, но особенно тяжкое для пола слабейшего, имеющего большую меру чувствительности. Когда же источником скорби полагается наипаче зачатие в утробе, мы можем сие принимать как первое изъявление повреждения человеческого естества, которое, получив способность производить подобное себе, так сказать, в основании своем потрясается от действия сей способности; как обличение умножившегося с течением времени растления, которое с умножением грехов произвело полчища болезней, терзающих человечество. В рождении чад: **с болезнью будешь рождать детей**. Опыт показывает, что болезни рождения разделены между рождающими и рождаемыми. Но сие разделение было бы неправедно, если бы последние не были, подобно первым, виновны. Дабы согласить сей род наказания с Божиим правосудием, должно признать, с одной стороны, страдание родителей в детях, с другой — греховное повреждение детей в родителях. Со стороны мужа: **и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою**. Жена, дерзнувшая преклонить мужа к законопреступному своему желанию, взаимно осуждается на всегдашнюю заботливость о угождении его желаниям и за владычество над ним подвергается его владычеству. Впрочем, сим как не предполагается независимость жены в невинном состоянии, так не одобряется неограниченное господствование мужа над нею [[new:ef:05:28|(Еф. 5:28)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И жене рече: умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет** Хотя и по самой справедливости определение суда надлежало прежде изречь змию, ибо где начало преступления, там должно начаться и наказанию, но Бог начал с этого презренного, конечно, для того, чтобы, пока на него одного обращен был гнев правосудия, Адам и Ева пришли бы в страх и покаялись, и так открылась возможность Его благости освободить их от проклятий правосудия. Когда же змий был проклят, а Адам и Ева не прибегли к молениям, тогда Бог изрекает наказание им. Обращается же к Еве, потому что ее рукой дан Адаму грех, и произносит ей приговор суда, говоря: **умножая умножу печали твоя и зачатие твое, и в болезнех родиши чада**. Хотя Ева и рождала бы по благословению чадородия, какое дано ей вместе со всеми живыми тварями, однако же рождала бы немногих, потому что рожденные ей были бы бессмертны. Притом она стала бы свободна от болезней рождения, от забот при воспитании рожденных и от скорбей о смерти их. **И к мужу твоему обращение твое,** - чтобы быть тебе под его властью, а не самой властвовать, - **и той тобою обладати будет**, потому что ты надеялась после вкушения плодов древа сама возобладать над ним. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою** В раю обитало девство. Действительно, Божественное Писание говорит, что Адам и Ева //были наги и не стыдились// [[old:gen:02:25|(Быт 2:25)]]. Когда же они преступили заповедь, то узнали, что были наги, и, устыдившись, //сшили себе опоясания// [[old:gen:03:07|(Быт 3:7)]]. И уже после преступления, когда Адам услышал: //прах ты и в прах возвратишься// [[old:gen:03:19|(Быт 3:19)]], и когда через это преступление смерть вошла в мир, тогда лишь //Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила// [[old:gen:04:01|(Быт 4:1)]]. Следовательно, брак был установлен для того, чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение. //**Изложение веры.**// ===== Блаж. Августин ===== **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою** Относительно наказания женщины все ясно: умножились страдания ее и воздыхания в скорбях сей жизни, и в болезни рождает она детей. Но хотя все это явлено и в этой видимой женщине, надлежит обратить наше рассмотрение к женщине в более сокровенном смысле. Ибо и у зверей полевых самки в болезни рождают потомство, и у них в этом проявляется подвластность смерти, а не кара за грех. Значит, и у людей, возможно, женщины претерпевают все это по причине телесной смертности; но великая скорбь заключена в том, что к этой телесной смертности они перешли от прежнего бессмертия. Однако в этом изречении также скрыта великая тайна, а именно: всякое воздержание от телесного влечения начинается со страдания, пока не перейдет в привычку к лучшему. Когда же это произойдет, словно рождается плод, то есть добрым навыком стремления души приуготовляются к добрым делам. Чтобы родился такой плод, нужно с болью отказаться от дурного обыкновения. Сказано также после слов о рождении: **к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою**... Так что же это означает, что после слов: **в болезни будешь рождать детей**, добавлено: **и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою**? Не то ли, что часть души, преданная плотским радостям, если захочет преодолеть некое дурное обыкновение, претерпевает болезнь и скорбь и так стяжает благую привычку, подчиняясь более осторожному и осмотрительному разумению, словно мужу? Наученная скорбями, она обращается к разуму и охотно служит его велениям, дабы не впасть вторично в некую пагубную склонность. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ---- А если так, то почему же нам не думать, что первые люди до греха могли управлять своими детородными членами для рождения детей так же, как душа является в каком-либо действии движущею силою без всякого затруднения и производит как бы зуд удовольствия? Ибо если всемогущий и неизреченно достохвальный Бог, великий и в самомалейших делах, дал пчелам способность, чтобы они производили детей так же, как форму и жидкость меда, то почему же может казаться невероятным, что он устроил первым людям такие тела, чтобы они (если бы не согрешили и не получили тотчас же некоей болезни, от коей должны стали умирать) повелевали своими членами, которыми зачинается плод, силою того мановения, каким повелеваем мы своим ногам, когда ходим, так чтобы этот плод и засеменялся без страстного жара, и рождался без болезни? Но, преступив заповедь, они испытали в своих членах, где начала властвовать смерть, действие того закона, который противоборствует закону ума, но который упорядочивается браком, ограничивается и обуздывается воздержанием, чтобы как от греха произошло наказание, так от наказания происходила заслуга. //**О Книге Бытия буквально.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою** Вместо слов «печаль» и «стон» в еврейском тексте написано: «страдания» и «зачатия». «И к мужу обращение твоё». Вместо «обращения» Акила перевёл «общение», а Симмах – «влечение» или «стремление». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И жене рече** [Бог] **умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя**: (с евр.в беременности твоей) **в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет** Чадородие, источник благословения Божия, будет ору­дием гнева Божия: оно будет соединено с болезнями чревоношения и муками рождения, вследствие ослабления грехом телесных сил матери. Но несмотря на эти муки и болезни, жена все будет иметь влечение к мужу, участием своим в рождении детей причиняющему ей муки и болезни: **«к мужу твоему обращение твое»**. Кроме того, Господь обращает в наказание жене то самоуправство, с каким муж будет обращаться с нею не как с равноправною, по крайней мере в домашней жизни, помощницею ему, а как с рабою и невольницею: **«И той тобою обладати будет»**. Какой урок смирения для той, которая мечтала о равенстве с Богом! Это рабство жены тяготело над нею особенно в язычестве, и ослаблено христианством, по учению которого во Христе Иисусе //«нет мужеского пола и женского, ибо все составляют одно в Нем»// [[new:gal:03:28|(Гал. 3:28]]; [[new:ef:05:22|Еф. 5:22)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою** //Наказание прародителям// //«умножая умножу скорбь твою: в болезни будешь рожать детей...»// В этих словах изрекается наказание жене, состоящее в том, что чадородие, величайший акт земной жизни человека, бывший предметом особенного божественного благословения ([[old:gen:01:26|Быт. 1:26]]), превращается теперь в источник скорби и страданий. Впрочем, эти муки рождения не есть что-либо намеренно посылаемое теперь Богом в наказание жене, а составляют лишь естественное законное следствие общей дряблости физической природы падшего человека, утратившей вследствие падения нормальное равновесие духовных и физических сил и подпавшей болезням и смерти. //«и к мужу твоему влечение твое...»// В этих словах еще яснее выражается весь трагизм положения жены: несмотря на то, что жена при рождении будет испытывать величайшие муки, соединенные с опасностью для самой своей жизни, она не только не будет отвращаться от супружеского общения со своим мужем - этим невольным источником ее страданий, но будет еще более и еще сильнее, чем прежде, искать его. //«и он будет господствовать над тобою»//. Новая черта брачных отношений между мужем и женой, устанавливавшая факт полного господства первого над последней. Если и раньше жена, в качестве только помощницы мужа, ставилась в некоторую зависимость от него, то теперь, после того, как первая жена доказала неуменье пользоваться свободой, Бог определенным законом поставляет ее действие под верховный контроль мужа. Лучшей иллюстрацией этого служит вся история дохристианского мира, в особенности же древнего Востока с его униженно-рабским положением женщины. И только лишь в христианстве жене снова возвращены отнятые у неё права ([[new:gal:03:28|Гал. 3:28]]; [[new:ef:05:25|Еф. 5:25]] и др.). **//Толковая Библия.//** [<10>]