[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** См. Толкование на [[old:gen:03:17#svt_ioann_zlatoust|Быт. 3:17]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.//** ---- **«Терния и волчцы произрастит она тебе»**. Ты, говорит, презрел великое; казнись малым. Смотри, как умеренны наказания. Терние умертвить не может, окровавить может. И ест человек землю в печалях. Та (жена) рождает в печалях, ты ешь в печалях. И древний приговор пребывает в силе доселе. **//Беседа о шестом дне творения.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** См. Толкование на [[old:gen:03:17#svt_ignatij_brjanchaninov|Быт. 3:17]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** **Терн и волчец произрастит она тебе**. Нет нужды полагать, что проклятие произвело на земле новые роды тварей. И благословенная земля могла произращать терние и волчцы, но для тех тварей, которым оные служили в пользу и благо; теперь она произращает оные человеку, и притом там, где он насаждает цветы или сеет пшеницу, дабы память греха преследовала его и в нуждах и в удовольствиях. «Когда я вижу розу, — говорит Василий В. Homit. de Parad, — она мне напоминает мой грех, за который земля осуждена произращать терния и волчцы». **Ты будешь питаться полевою травою**. Сим возвещается человеку такая скудость, что плоды, собственно для него в пищу назначенные [[old:gen:01:29|(Быт. 1:29)]], не будут уже для него достаточны, и он должен будет употреблять в пищу травы, данные бессловесным [[old:gen:01:30|(Быт. 1:30)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную** См. Толкование на [[old:gen:03:17#prp_simeon_novyj_bogoslov|Быт. 3:17]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную** См. Толкование на [[old:gen:03:17#prp_efrem_sirin|Быт. 3:17]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** См. Толкование на [[old:gen:03:17#prp_maksim_ispovednik|Быт. 3:17]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** Представь себе запустевший город, и кто-нибудь захочет построить его вновь; — немедленно совсем разрушает он, что грозит падением и упало, потом начинает копать, и во рвах полагает основание, и выводит здания, но в городе нет еще дома. И кто хочет развести сад в местах пустых и зловонных, тот сперва начинает очищать место, обносить оградой и готовить водопроводы, а потом уже садит, и насажденное растет, чтобы таким образом, по прошествии многого времени, сад принес плоды. Так и произволения человеческие, по преступлении, одичали, запустели, поросли тернием; ибо Бог сказал человеку: «**терния и волчцы возрастит тебе**» земля. Посему, много потребно труда и подвига, чтобы отыскать кому и положить основание, пока в сердце человеческое сойдет огнь и начнет очищать терние; и тогда люди начинают освящаться. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 15.**// ---- В видимом мире земля сама собою всего чаще приносит терния; земледелец вскапывает землю, прилежно обрабатывает и засевает; однако же терния и непосеянные растут и умножаются, потому что Адаму, по преступлении, сказано: «**терния и волчцы возрастит тебе**» земля. Земледелец снова трудится, выкапывает терния; они еще более умножаются. Понимай это духовно; по преступлении земля износит из сердца терния и волчцы; человек возделывает землю, трудится, а терния лукавых духов все еще родятся. Потом, сам Дух Святый вспомоществует человеческой немощи, и Господь в сию землю сердца влагает небесное семя, и возделывает ее. И когда падет Господне семя, все еще родятся терния и волчцы. Сам Господь и человек снова возделывают землю души, и все еще изникают и отражаются там семь лукавых духов и терния, пока не наступит лето, не умножится благодать, и не посохнут терния от солнечного зноя. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 26.**// ---- См. Толкование на [[old:gen:03:17#prp_makarij_velikij|Быт. 3:17]] ===== Блж. Августин ===== **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** См. Толкование на [[old:gen:03:17#blzh_avgustin|Быт. 3:17]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную** **Терния и волчцы** и другие негодные травы до грехопа­дения могли произрастать только на местах пустынных, а теперь и на обработанной руками человека почве будут заглушать собою полезные растения. **«И снеси траву селную»**. Тот, кто прежде питался плодами райских дерев, осужда­ется теперь питаться свойственного животным пищею – полевою травою, в случае неурожая хлебных растений и древесных плодов. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Тертуллиан ===== **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** См. Толкование на [[old:gen:03:17#tertullian|Быт. 3:17]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься** //«терние и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб...»// В этих двух стихах дается более подробное раскрытие предшествующей мысли об оскудении земного плодородия и о тяжести и непроизводительности человеческого труда. Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и обрекается на скорби и страдания, как это гораздо яснее выражает славянский текст //«в печалях снеси тую вся дни живота своего»// (ср. также [[old:iov:05:07|Иов. 5:7]]; [[old:iov:14:01|Иов. 14:1]]; [[old:is:55:02|Ис. 55:2]]; [[old:ekl:01:13|Еккл. 1:13]] и др.). //«доколе не возвратишься в землю...»// Ряд божественных наказаний заканчивается определением исполнения той угрозы, которая была возвещена на случай нарушения заповеди, т. е. провозглашением смерти. Этот закон разрушения и смерти, как видно из данного текста, а также и из ряда библейских параллелей ([[old:ps:103:29|Пс. 103:29]]; [[old:ps:145:04|Пс. 145:4]]; [[old:iov:34:14|Иов. 34:14-15]]; [[old:ekl:12:07|Еккл. 12:7]]), касался только физической стороны природы человека, образованной из земли и возвращавшейся в свое первобытное состояние; на душу же человека, имеющую свой высочайший источник в Боге, он не распространялся ([[old:ekl:12:07|Еккл. 12:7]]; [[old:pr:14:32|Притч. 14:32]]; [[old:is:57:02|Ис. 57:2]] и др.). Да и по отношению к физической природе человека смерть, если ее можно считать наказанием за грехопадение, то не столько в положительном, сколько в отрицательном смысле слова, т. е. не как введение чего-либо совершенно нового и несоответствующего природе человека, а лишь как лишение, отнятие того, что составляло дар сверхъестественной благодати Божией, проводником и символом чего служило древо жизни, уничтожавшее действие физического разрушения в человеческом организме. В таком смысле следует понимать и известные библейские выражения, что //«Бог не сотворил смерти»// ([[old:prs:01:13|Прем. 1:13]]), что //«Бог создал// (точнее - предназначил) //человека для нетления»// ([[old:prs:02:23|Прем. 2:23]]) и что смерть привнесена в мир грехом человека ([[new:rim:05:12|Рим. 5:12]]). [<10>]