[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят** Опять и здесь обрати внимание на тщательность (в словах) божественного Писания. **«Изгна его**, – говорит, – **Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть»**. Вот Он приводит в исполнение Свой приговор и, выведши (человека) из рая сладости, заставляет его возделывать землю, из которой он взят. И эти слова: **«от неяже взят бысть»**, сказаны не без цели, но чтобы (человек) в работе имел постоянное напоминание о своем смирении и знал, что отсюда его состав, что существо тела его в начале произошло из земли: **«делати»**, говорит, ту **«землю»**, из которой он и составлен. Что выразил Бог в Своем приговоре: //«в поте лица твоего снеси хлеб твой»// [[old:gen:03:19|(Быт.3:19)]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят** Третья причина изгнания человека есть его назначение **возделывать землю, из которой он взят**. До грехопадения человек должен был возделывать рай, устроенный и украшенный для него Богом: но теперь осуждается **возделывать землю, из которой он взят**, то есть землю, еще требующую устройства и украшения. Ту землю, которую Бог устроил прежде в состав бессмертного тела человеческого, теперь человек сам должен устроять в состав тела смертного; он должен непрестанно, так сказать, пересозидать свое тело, чтоб истребить в нем останки запрещенного плода, и чтобы оно, наконец, паки взято было от земли и соделалось небесным. Земле, проклятой за его преслушание, он должен возвращать благословение делами послушания и смирения. **Изгнал Адама**. Дабы почувствовать тяжесть сего удара, должно поставить себя на место Адама и вообразить, что он имел, чего надеялся и куда низринут с высоты своей надежды. Тот, кто размыслит о сем, возблагодарит Бога, который измеряет гнев свой так, что сокрушает грешника, но не повергает в совершенное отчаяние. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 23-24 **И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть. И изрину Адама, и всели его прямо рая сладости: и пристави Херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни** Если бы прародители вкусили плод древа жизни, то произошло бы одно из двух: или смертный приговор суда остался бы без исполнения, или древо жизни не было бы уже животворно. Потому, чтобы не нарушить смертный приговор суда, и древо жизни не оказалось бы недействительным и неживотворным, Бог изгнал Адама из рая, чтобы не потерпел он вреда и от древа жизни, как пострадал от древа познания; послал же его **делати землю, от неяже взят бысть**, чтобы, возделывая землю, приобрел себе пользу тот, кому принесен вред райским покоем. По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне **рая сладости пристави Херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни**. Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ---- Когда согрешил Адам, изгнал его Бог из рая, и по благости Своей дал ему жилище вне райских пределов, поселил в долине, ниже рая. Но люди грешили и там, и за это рассеяны. Поскольку соделались недостойными обитать близ рая, Бог повелел ковчегу удалить их на горы Карду. //**Гимны о рае.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 23-24 **И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни** И тогда, чтобы Адам не протянул руку к дереву жизни и не стал жить вечно, Бог изгнал его из рая. Верно сказано: **изгнал**, а не «исключил», дабы стало очевидным, что он сам, тяжестью собственных грехов, вытеснил себя в более подходящее ему место. Так и происходит обычно с дурным человеком, оказавшимся среди добрых, если он не желает перемениться к лучшему: под тяжестью собственного зла он изгоняется из собрания благих людей, причем они не исключают его по его собственному желанию, но изгоняют вопреки его воле. ...**Поставил** Бог **херувима и пламенный меч**, который вращается и может быть назван обращающимся, **чтобы охранять путь к дереву жизни**. Как утверждают толкователи еврейских слов в Писании, **херувим** по латыни означает полноту знания, а под пламенным мечом обращающимся подразумеваются временные кары, ибо время подвижно и переменяется. Потому и называется этот меч пламенным, что всякое страдание словно жжет. Но одно дело - сжигаться в истребление, и другое дело - сжигаться в очищение. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть** Адам не только лишается райского жилища, благоу­строенного и снабженного всеми удобствами жизни, но и осуждается вне его, собственными, не всегда благодарны­ми трудами возделывать землю, находящуюся в диком состоянии, и притом ту, из которой он взят. Адам сотворен был вне **рая**; теперь он возвращается в то место, где проис­ходило сотворение его из земной персти. Вид этого места постоянно должен был напоминать ему, что он земля – и что в землю должен будет возвратиться. В соседстве с **раем**, куда возбранят ему доступ, это напоминание долженство­вало быть особенно тяжко. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-24 **И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни** Заключением всей райской истории служит факт изгнания падших прародителей из рая, с целью, главным образом, лишить их возможности пользования плодами древа жизни. //«И поставил… херувима и пламенный меч обращающийся...»// Чтобы окончательно преградить людям доступ в рай, Бог поставляет одного из небожителей - «херувимов», в качестве стражи при входе в рай, и кроме того - посылает особый небесный огонь, выходивший из недр земли и сверкавший наподобие блестящего клинка у вращаемого меча. [<10>]