[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему** Но посмотрим, какое и после этого безбожного поступка и после такого преступления, не заслуживающего никакого извинения; – посмотрим, какое снисхождение и человеколюбие являет Бог всяческих. **«И рече Бог к Каину»**. Это одно уже, что Он удостоил Своей беседы совершившего такое преступление, какую показывает благость? Если мы часто гнушаемся и подобными нам людьми, когда увидим их совершившими подобное преступление, то тем более должно удивляться благому Богу, явившему столько терпения, и – совершенно справедливо. Он – врач и отец любвеобильный. Как врач, Он употребляет все меры и средства, чтобы страждущим лютыми болезнями возвратить здоровье; а как отец любвеобильный, Он желает, силою отеческой любви, привести в прежнее благополучное состояние (детей) по беспечности утративших свое благородство. Так как благость Его безмерно велика, то Он хочет и дерзнувшему на такое беззаконие явить великое Свое человеколюбие, говорит ему: **«где есть Авель, брат твой?»**. Велико и безмерно снисхождение Божие? Спрашивает (Бог) не потому, чтобы не знал; нет, Он и с ним (Каином) поступил так же, как с отцем его: ничто не мешает нам снова рассказать об этом. В самом деле, как того (Адама), видя скрывающимся от стыда наготы, Бог спрашивал: //«где еси?»// [[old:gen:03:09|(Быт.3:9)]], не по незнанию, но желая ободрить его, чтобы он чрез исповедание своего падения омыл грех свой (Ему издревле и изначала обычно требовать от нас исповедания во грехах и даровать прощение), – так и теперь Он спрашивает Каина и говорит: **«где есть Авель, брат твой?»** Человеколюбивый Владыка принимает вид незнания для того, чтобы учинившего такое преступление вопросом побудить к исповеданию греха и чтобы он мог получить некоторое прощение и (воспользоваться) человеколюбием. **«Где есть брат твой Авель?»** Что же безрассудный, бесчувственный, упорный и бесстыдный? Ему надлежало бы подумать, что (Бог) вопрошает, не по неведению, но чтобы услышать от него исповедание, и нас вразумить не произносить до рассмотрения дела приговора над нашими братьями; надлежало бы помыслить о попечительности Господа, – как Он, желая удержать его от предприятия, и зная замысел души его еще до приведения его в дело, употребил предохранительные средства; надлежало бы ему, размысливши обо всем этом, остановить свое неистовство, рассказать, что было, показать язву врачу и принять от него лекарство; а он еще увеличивает рану, усиливает затвердение язвы. **«И рече**, – сказано, – **не вем»**. Смотри, какой бесстыдный ответ! Разве ты говоришь с человеком, которого можно и обмануть? Или не знаешь, жалкий и несчастный, кто беседует с тобою? Не понимаешь, что Он вопрошает по великой Своей благости, желая только найти повод, чтобы показать Свое человеколюбие и чтобы ты, после того, как Он с Своей стороны сделает все, не заслуживал уже никакого извинения, так как сам подвел себя под наказание? **«И рече: не вем. Еда страж брату моему есмь аз?»** Примечай здесь, как обличает совесть, как он (Каин), понуждаемый, так сказать, совестию, не остановился на этом слове: **«не вем»**, но прибавил: **«еда страж брату моему есмь аз?»** Только что не обличил сам себя. Да если бы у тебя все делалось по (естественному) порядку и по закону природы, то тебе следовало бы быть и стражем братнего счастия, потому что это внушала (тебе) природа, и рожденным от одной матери надлежало быть стражами друг друга. А если ты не захотел этого и отказался быть стражем брата, то для чего сделался и убийцей, умертвил того, кто ничем не оскорбил тебя, и еще подумал будто некому и обличить тебя? Но подожди, и увидишь, что сам убитый будет твоим обличителем, лежащий мертвым станет громогласно обвинять тебя, живого и ходящего. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему** См. Толкование на [[old:gen:04:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 4:1]] ===== Свт. Максим Туринский ===== Ст. 9-10 **И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** Конечно, нет никакого голоса крови, но говорится, что невинно пролитая кровь **вопиет** потому, что она вопиет не голосом, но тем, что была пролита; и к Богу взывает не красноречивыми словами, но возмущением перед преступлением; и уличает преступника в совершенном преступлении не обвинительными речами, но голосом его собственной совести. Злодеяние, изобличаемое словами, может быть оправдано; но если пролитая кровь взывает к совести, нет ему оправдания, ибо совесть молча, не встречая возражений, обличает и судит преступника. //**Проповеди.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему** Последствия братоубийства открывают в Каине ожесточение, простирающееся до отчаяния; а со стороны Бога являют правосудие, растворенное милосердием. **Где Авель, брат твой?** Сей вопрос доказывает, что Бог, не хотящий смерти грешника, несмотря на пренебрежение первых своих внушений, еще хотел кротостью обратить Каина к покаянию. Для сего, подобно как прежде в обличении Адама, приемлет Он на Себя образ неведения, для сего именем //брата// возбуждает в нем кроткие чувствования природы. **Не знаю; разве я сторож брата моего?** Если бы сии слова изъяснять только желанием скрыть преступление, то можно бы спросить: неужели Каин совсем не имел понятия о всеведении Божием? Но их произносит не столько притворство, сколько досада. Каин не знает, по его словам, о состоянии своего брата не потому, что не может, но потому, что не хочет и не почитает себя обязанным знать: он отрицается вопреки внушению природы — //быть стражем//, то есть пещись о безопасности младшего брата, дабы сим упрекнуть Бога, изъявившего к сему особенное благоволение. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-10 **И рече Господь Бог ко Каину: где есть Авель брат твой? И рече: не вем: еда страж брату моему есмь аз? И рече Господь: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли** Каин, умертвив брата своего, ложно уверял родителей, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил, что о введении его в рай свидетельствует благоугодность жертвы Авеля, - ибо соблюдение заповеди вводило в рай, как преступление ее изгоняло вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля, тогда является Каину Бог и говорит: **где есть Авель брат твой?** Бог является ему без гнева, чтобы, если покается, произнесенная его устами молитва загладила грех убийства, совершенный его рукой; а если не покается, то определено ему было тяжкое наказание, какого заслуживало злодеяние. Но Каин вместо покаяния исполняется негодования и Всеведущему, вопросившему его о брате, чтобы привлечь Каина к Себе, отвечает с гневом и говорит: **не вем: еда страж брату моему есмь аз**. Бог продолжает: **что сотворил еси сие**. Если не знаешь, где Авель, потому что ты не страж его, то Вопрошающему тебя о сделанном тобой скажи, что сделал ты, чтобы не спрашивать Ему о тебе других. Скажи, //что сотворил еси//? Если бы Вопрошающий тебя не знал, что сделано тобой, то не стал бы и спрашивать тебя о поступке твоем. Когда же Каин не хотел сказать и этого, то есть что сделано им, тогда обнаруживается Божие ведение, и Бог, отличая преступление, говорит: **глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли**. Что скажешь, Каин? Отмстит, или не отмстит Правосудие за кровь, вопиющую к Нему? Не для того ли медлило Оно, чтобы покаялся ты? Не для того ли Оно скрывало ведение Свое и вопрошало тебя как неведущее, чтобы ты исповедал злодеяние свое? Поскольку же неугодно тебе делать доброе, как внушало тебе Правосудие, и ты устремился ко греху, от которого наперед предостерегало оно тебя, //проклят ты на земли,// потому что причинил скорбь Адаму и Еве, праотцам всей земли, //проклят ты на земли,// потому что всей земле отверз двери шеола (ада).// Егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе//, - потому что один ты хотел вкушать ее произведения, - //стеня и трясыйся будеши на земли// [[old:gen:04:12|(Быт.4:12),]] - ибо ходил ты по ней с гордостью и высокомерием. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему** Посмотрите, как дерзко отвечает Каин Богу! Вот плод греха: он произвел в душе бедного Каина страшную бурю и возмущение, так что она бурлит пред лицем Самого Бога. Я так и вижу в душе его мрак, бурю и волнение. **Не знаю** (тьма), говорит, **разве я сторож брату моему?** (буря и волнение, приражающиеся к Самому Творцу всяческих). Надобно было наказать страшный грех – и Каин проклинается: земля, разверзшаяся для принятия крови Авеля, будет скупа для него в своих дарах; сам он будет стенать и трястись на ней, как изверг творения Божия, без мира, без утешения. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И рече Господь Бог к Каину: где есть Авель брат твой? И рече: не вем: еда страж брату моему есмь аз** Вопросом **Каину** Господь хочет пробудить его совесть, расположить его к исповеданию греха, к раскаянию и к мольбе о прощении. Но **Каин** и слышать не хочет напоми­наний о покаянии. Он с дерзостию ожесточенного грешни­ка запирается в преступлении. От сего запирательства не удерживает его ни мысль о всеведении Божием, которая затмилась в нем, ни страх правосудия Божия, который, как увидим, пробудится в нем уже после и приведет его только к отчаянию. Какой страшный успех греха со времени гре­хопадения прародителей! Отец с матерью по крайней мере не запираются во грехе, а только стараются оправдать его, а сын не думает даже признаться во грехе. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== Ст. 9-10 **И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** Да знаем, что сказанное об Авеле, похороненном человекоубийцей и нечестивцем Каином, относится ко всем, чья кровь была неправедно пролита. Ибо эти слова: **голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли**, нам следует понимать так, что это сказано и о каждом из мучеников, **голос крови** которых **вопиет** к Богу **от земли**. //**Увещание к мученичеству.**// ===== Сальвиан Марсельский ===== Ст. 9-10 **И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** Каин, готовя злодеяние, завел брата в безлюдное место и там без помех совершил убийство. И явил себя равно нечестивейшим и глупейшим, ибо полагал, будто для совершения величайшего нечестия достаточно избежать людских глаз, тогда как свидетелем братоубийства предстояло стать Богу. Поэтому я думаю, что в Каине уже возникло то убеждение, которое сегодня присутствует во многих, а именно: будто Бог не взирает на земные дела и не видит людских преступлений. Это несомненно: ведь уже после того, как злодеяние совершилось и Бог стал вопрошать Каина, тот отвечал, что ничего не знает о пролитой крови брата. Он был так уверен, что Бог не ведает о его преступлении, что надеялся скрыть ложью самое чудовищное из нечестий. Однако вышло иначе, нежели он рассчитывал: когда он убивал, то думал, что Бог не видит злодейства; но понял, что Бог видит, когда Он покарал его. //**О правлении Бога.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему** //Суд и наказание Каина// //«где Авель, брат твой?»// По примеру суда над падшими прародителями ([[old:gen:03:09|Быт. 3:9]]) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании. //«разве я сторож брату своему?»// Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос. [<10>]