[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** **«И рече Бог: что сотворил еси сие?»**. Многозначительны и эти слова. Для чего, говорит, сделал ты это? Для чего учинил эту безбожную дерзость, мерзкий поступок, непростительное дело, невыносимое безумие, новое и небывалое убийство, в первый раз твоею рукою введенное в общество человеческое? Для чего совершил это великое и ужасное дело, тяжелее которого нет между грехами? **«Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли»**. Разве Я – человек, и слышу только голос, который издается устами? Я – Бог, и могу слышать и вопиющего посредством крови и лежащего на земле. Вот как далеко несется голос этой крови, что от земли восходит на небо и, минуя небо небес и высшие силы, достигает самого престола Царя и жалуется на твое убийство, обличает нечестивое дело. **«Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли»**. Разве чуждому и стороннему нанес ты такую обиду? Нет, собственному своему брату, который ничем не оскорбил тебя. Но, может быть, Мое благоволение навлекло на него это убийство, и ты, не имея сил противоборствовать Мне, на него излил свою неукротимую ярость? Поэтому Я наложу на тебя такое наказание, чтобы и твое преступление и наложенное на тебя за него наказание не могли быть преданы забвению, но чтобы случившееся с тобою было уроком для всех последующих. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** См. Толкование на [[old:gen:04:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 4:1]] ===== Свт. Максим Туринский ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** См. Толкование на [[old:gen:04:09#svt_maksim_turinskij|Быт. 4:9]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** **Глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли**. Поелику Каин не расположен был принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его и для того показывает ему, что не имеет нужды в его признании, ниже в других свидетелях преступления, кроме самого действия преступления. Кровь Авеля //вопиет//, то есть требует отмщения [[new:otkr:06:09|(Откр. 6:9-10)]], она вопиет //от земли// самым действием разрушения, которое по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее восходит даже до Бога; ибо Авель и //по смерти говорит// верою [[new:evr:11:04|(Евр. 11:4)]], поставляющею его в благодатном присутствии Божием. При сем паче всего долженствовала поразить Каина — и долженствует утешить последователей Авеля — сия мысль, что кровь убиенного Авеля приемлется Богом с таким же вниманием, как и его жертва. …Когда Апостол, описывая преимущества Нового Завета, говорит верующим, что //они приступили к Ходатаю Завета Нового Иисусу, и к крови кропления лучше глаголющей, нежели Авелева// [[new:evr:12:24|(Евр. 12:24)]], и сему глаголанию крови Авелевой дает высокое значение, производя оное //от веры// [[new:evr:11:04|(Евр. 11:4)]], то сие показывает, что в Авеле он находит предвестие и преобразование Иисуса. Сей характер преобразования открывается во всех частях истории Авелевой. …Кровь Авеля говорит о нем чрез веру к милосердию Божию и невинностью своею вопиет против убийцы к правосудию Божию — кровь Иисуса вопиет к Отцу небесному о помиловании всего рода человеческого. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** См. Толкование на [[old:gen:04:09#prp_efrem_sirin|Быт. 4:9]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И рече Господь: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли** **«Что сотворил еси сие? »** В этом вопросе слышится укор злодею и сожаление о нем. «Ты пренебрег Мои внушения, какими Я предостерегал тебя от преступления; образумься по крайней мере теперь, по совершении преступления; пойми, что ты сделал, – ведь ты сделал ужасное преступление, от наказания за которое напрасно думаешь избавить­ся отречением от него». **«Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли»**. Авель по незлобию своему мог совсем не жаловаться Богу на Каина и в то время, когда поражаем был от него смертельными ударами, и по смерти. Но **кровь Авеля вопияла к Богу** громче всякого живого доносчика; злодейство без жалоб известно было Всеведущему и тре­бовало отмщения злодею от Правосудного. Самовольным, насильственным отъятием жизни у человека оскорблена была власть над жизнию и смертию, принадлежащая еди­ному Творцу. Воздаянием за преступление надлежало вос­становить права этой власти. Отъятием у человека такого драгоценного дара Творца, как жизнь, оскорблена была также благость и любовь Божия к человеку. Господь про­мыслительно хранит жизнь всякого человека, особенно жизнь благочестивых, и без особенной нужды не ускоряет их смерти. Злодей, проливающий драгоценную для Бога кровь, явно идет наперекор любви Божией, и потому может ли остаться безнаказанным? Бог – отец всех человеков: какому же отцу не горько видеть преждевременную и на­сильственную смерть сына? Особенно //«честна// (многоцен­на) //пред Господом смерть преподобных Его»// [[old:ps:115:06|(Пс. 115:6)]], к числу которых принадлежал Авель. За убитого обыкно­венно вступаются ближайшие сродники его. Вера Авеля сроднила его с Богом и потому сделала Его как бы естест­венным мстителем за кровь его. Кровь Авеля вопияла **"от земли"**, – это значит, что земля, упитанная потоками сей крови, готова быть свидетельницею и орудием наказания злодея. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** См. Толкование на [[old:gen:04:09#origen|Быт. 4:9]] ===== Сальвиан Марсельский ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** См. Толкование на [[old:gen:04:09#salvian_marselskij|Быт. 4:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли** //«И сказал// (Господь): //что ты сделал?»// Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие. //«голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли».// Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога ([[old:gen:18:20|Быт. 18:20-21]]; [[old:gen:19:13|Быт. 19:13]]; [[old:ish:03:09|Исх. 3:9]]; [[old:iov:24:12|Иов. 24:12]]; [[new:iak:05:04|Иак. 5:4]]; [[new:evr:05:07|Евр. 5:7]]). «Кровь Авеля вопиет, т. е. требует отмщения ([[new:otkr:06:09|Откр. 6:9-10]]), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою ([[new:evr:11:04|Евр. 11:4]]) поставляющей его в благодатном присутствии Бога» (Филарет). В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием. [<10>]