[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно** Многому и очень полезному для нашего спасения можно научиться отселе, если только захотим быть внимательными. **«И рече Каин ко Господу: вящшая вина моя, еже оставитися ми»**. Вот полная исповедь! Так велик, говорит, грех, учиненный мною, что не могу получить прощения. Вот, скажет (кто-либо), он исповедал (грех) и исповедал с большою точностию. Но пользы от этого никакой, возлюбленный, потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы сделать это в свое время, когда можно было преклонить Судию на милость. Каину необходимо было тогда же, когда он был спрошен Господом: //«где Авель брат твой»//, исповедать свой грех, пасть (пред Богом), умолять и просить о прощении; но он в то время отверг врачество, а теперь, после приговора, когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле (брата), он сознается и не получает от этого никакой пользы. Почему и пророк сказал: //«праведный себе самого оглагольник в первословии»// [[old:pr:18:18|(Притч. 18:18)]]. Так и этот, если бы предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. **«И рече Каин...: вящшая вина моя, еже оставитися ми»**. Исповедание достаточно, но не благовременно. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно** См. Толкование на [[old:gen:04:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 4:1]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно** См. Толкование на [[old:gen:04:11#svt_kirill_ierusalimskij|Быт. 4:11]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно** См. Толкование на [[old:gen:04:11#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 4:11]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно** //Велико преступление мое, и непростительно//. Как слово עון, которое собственно значит //преступление//, по мнению некоторых, может означать и //наказание преступления//, то сии слова Каина могут еще быть преложены так: //велико наказание преступления моего, и даже несносно//. Таким образом, Каин или показывает свое отчаяние в милосердии Господа, или укоряет жестокостью Его правосудия. И отчаяние, и хула проистекают из общего источника — закоснения в грехе и неверия. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 13-14 **И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми: аще изгониши мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли, и будет, всяк обретаяй мя убиет мя** Поскольку проклятие это немедленно исполнилось самым делом, то говоривший прежде с гордостью: "Не страж я брату моему", - после произнесения проклятия низложенный с высоты гордости своей стал тут же стенать и трястись. Он говорит: **вящшая вина моя, еже оставитися ми**. Но исповедание это не принято, потому что Каин принес его не тогда, как был спрашиваем, а принес его поневоле, сказав, когда уже определено ему было: **стеня и трясыйся будеши**. И Каин, как бы не желая умилостивить Правосудие своими молитвами, вместо того, чтобы умолять Божие долготерпение, вновь (с вызовом) по причине ли страха, или с коварным умыслом говорит: //Вот Ты изгоняешь меня от лица земли//, проклял меня от лица земли; и я //от лица Твоего скрыюся,// то есть не могу стоять пред Тобою, показав себя дерзким пред лицем Твоим, сказав: "Не страж я брату моему". **И буду стеня и трясыйся на земли: и будет, всяк обретаяй мя убиет мя**. Желаешь ли ты смерти себе, Каин, или боишься смерти? Но если умрешь, то как исполнится на тебе Божие определение? А если любезна тебе жизнь и при таких бедствиях, то не гораздо ли вожделеннее была она Авелю, который далек был от твоих бедствий. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми** «Господь не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». – «Он хощет всем человеком спастися и в разум истины приити». Весьма вероятно, что и строгий приговор Каину сделан был для того, чтобы потрясенную им душу привести к раскаянию. Раскаяние могло бы возвратить ему милость Божию. Но Каин был ожесточенный грешник, слова приговора породили в нем только отчаяние в милосердии Божием. **«Вящшая вина моя, еже оставитися ми»**, т. е. грех мой слишком тяжел, чтобы мог быть отпущен мне, чтобы мог я ожидать прощения. Да я и не стану просить его: между мною и Богом все кончено, помышлять надобно не о прощении, а разве только о том, как бы остаться в живых. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно** //«наказание мое больше, нежели снести можно…»// Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: «вящшая вина моя, еже оставится ми». Происхождение ее объясняется тем, что еврейский термин - авон, имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими - во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии, гораздо предпочтительнее: оно представляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину. **//Толковая Библия.//** [<10>]