[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:15 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** Изречение сие может и просто быть понимаемо, и принимать различный смысл. Более простое значение, которое может представиться с первого взгляда, есть следующее: Каин за грехи свои должен понести седмикратное наказание. Ибо Праведному Судии несвойственно определять воздаяние равным за равное, но необходимо, чтобы положивший начало злу с избытком воздал должное, если ему и самому от наказаний сделаться лучшим и других уцеломудрить своим примером. Следовательно, поелику Каину определено понести за грехи свои седмикратное наказание, то сказано, что определенное о них по суду Божию приведет к концу (παραλύσει), кто убьет его. Вот смысл, который представляется в этом месте при первом чтении! Но поелику ум людей трудолюбивых любит изведывать глубины, то спрашиваешь, как удовлетворяется правосудие седмикратностию и что здесь отмщаемое (τά εκδικούμενα), – седмь ли это грехов или хотя один грех, но наказаний за один грех седмь? Писание число отпущения грехов всегда определяет числом седмеричным. Сказано: //«колькраты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ему, до седми ли крат?»// – спрашивает Господа Петр. И вот ответ Господа: //«не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею»// (ср.: [[new:mf:18:21|Мф. 18, 21–22]]). Господь не перешел к другому числу, но многократно взяв седмеричное, в нем положил предел отпущения. И после седми лет еврей освобождался от рабства (см.: [[old:vtor:15:12|Втор. 15, 12]]); седмь седмиц лет составляли знаменитый в древности юбилей [[old:lev:25:10|(Лев. 25, 10)]], в который и земля субботствовала, и было прощение долгов, освобождение от рабства, и как бы восстановлялась новая жизнь в новом порядке, а прежняя седмеричным числом получала некоторый вид скончания. И это суть образы сего века, который протекает у нас в седмидневном круговращении и в который за грехи менее тяжкие, по человеколюбивой попечительности Благаго Владыки, возлагаются наказания, чтобы не предавать нас мучению в нескончаемый век. Итак, «седмикратность», по сродству с сим миром, потому что миролюбцы от того самого наиболее должны потерпеть вред, для чего решились они быть порочными. А под словом **«отмщаемое»** (τά εκδικούμενα) будешь ли разуметь грехи Каина, то найдешь их седмь; или наказания, положенные на него Судиею, то и в сем случае не погрешишь в разумении. В том, на что отважился Каин, первый грех – зависть, по причине предпочтения Авелева, второй – обман, с каким обращался к брату, сказав ему: //«пойдем на поле»// [[old:gen:04:08|(Быт. 4, 8)]], третий – убийство, приращение зла; четвертый – братоубийство – еще высшая степень зла; пятый – что Каин сделался первым убийцею, оставив миру худой пример; шестой – обида, потому что заставил плакать родителей; седьмой – что солгал Богу, ибо на вопрос: //«где Авель, брат твой?»// отвечал: //«не вем»// [[old:gen:04:09|(Быт. 4, 9)]]. Итак, седмь вин, требующих **«отмщения»**, отмщались убиением Каина. Ибо когда Господь сказал: проклята земля, //«яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего; и: стеня, трясыйся будеши на земли»// [[old:gen:04:11|(Быт. 4, 11, 12)]], и Каин говорит: //«аще изгониши мя днесь от земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли, и всяк обретаяй мя, убиет мя»// (ср.: [[old:gen:04:14|Быт 4, 14]]), тогда ответствует на сие Господь: **«не тако: всяк, убивый Каина, седмижды отмстится»**. Каин думал, что всякий может напасть на него, потому что нет ему безопасности на земле (так как земля проклята за него) и лишен он помощи Божией (так как Бог прогневался на него за убийство), и поелику ни от земли, ни от неба не остается ему защиты, говорит: //«будет, всяк обретаяй мя, убиет мя»//. Слово обличает его ошибку, говоря: **«не тако»**, то есть не будешь умерщвлен, потому что смерть для наказываемых составляет приобретение, освобождая их от горестей. Напротив того, надолго будешь оставлен в мире, чтобы наказания были соразмерны с тем, чего заслуживают твои грехи. Поелику же слово **«отмщаемое»** (τά εκδικούμενα) разумеется двояко, и как грех, за который производится отмщение, и как род наказания, которым производится отмщение, то посмотрим, точно ли седми родов истязаниям подвергнут был сделавший злое дело? Исчислены выше седмь грехов Каиновых; теперь спрашиваем: седмь ли наказаний положено на Каина? И отвечаем на сие так: после вопроса Господня: где //«Авель, брат твой?»// (ср.: [[old:gen:04:09|Быт. 4, 9]]), предложенного не с тем, чтобы узнать, но чтобы подать Каину случай к раскаянию, человеколюбивый Владыка присовокупил поясняющие слова сии. Ибо, когда Каин отрекся, тотчас обличает его, сказав: //«глас крове брата твоего вопиет ко Мне»// [[old:gen:04:10|(Быт. 4, 10)]]. Почему вопрос: //«где Авель, брат твой?»// давал Каину случай к сознанию греха, а не Богу служил к знанию дела. Ибо если бы Каин не имел над собою надзора Божия, то был бы у него предлог сказать, что он оставлен и что не дано ему никакого случая к раскаянию; но теперь явился ему врач, чтобы к нему прибег немощный, а он не только скрывает свой струп, но присовокупляет новую язву, присоединяя к убийству ложь: //«не вем. Еда страж брату моему есмь аз?»// [[old:gen:04:09|(Быт. 4, 9)]]. Отсюда уже считай наказания. Проклята земля ради тебя – первое наказание; //«делаеши землю»// [[old:gen:04:12|(Быт. 4, 12)]] – это второе наказание, потому что наложена на него какая-то сокровенная необходимость, понуждающая его к возделыванию земли, так что невозможно ему успокоиться, хотя бы и захотел, но всегда будет жаловаться на враждебную ему землю, которую сам для себя сделал проклятою, осквернив ее братнею кровию. Итак, //«делаеши землю»//. Тяжкое наказание – проводить время с ненавистниками, жить вместе с неприятелем, с непримиримым врагом: //«делаеши землю»//, то есть, употребляя усилия в трудах земледельческих, никогда не будешь иметь отдыха, и день и ночь не оставляя трудов, но имея сокровенную необходимость, которая принуждает тебя к делам взыскательнее какого-нибудь немилосердного господина. //«И не приложит дати силы своея»// [[old:gen:04:12|(Быт. 4, 12)]]. Если бы не имеющая отдыха работа и доставляла какой-нибудь плод, то самый труд служил бы мучением для непрестанно усиливающегося и утомляющегося. Но поелику и работа не имеет отдыха, и утомление над землею бесплодно (потому что она //«не даст силы»//), то вот третье наказание – бесплодность трудов. //«Стеняй и трясыйся будеши на земли»//. К трем предыдущим присовокупил новые два наказания – непрестанное стенание и трясение тела, потому что члены не имеют поддержки сил. Поелику худо воспользовался телесною силою, то отнята у него крепость, почему колеблется и приходит в потрясение, не может ни хлеба свободно поднести к устам, ни поднять пития, потому что лукавой руке после преступного действия не дозволено уже служить собственным и необходимым потребностям тела. Вот еще наказание, которое открыл сам Каин, сказав: //«аще изгониши мя ныне от земли, и от лица Твоего скрыюся»// (ср.: [[old:gen:04:14|Быт. 4, 14]]). Что значит: //«аще изгониши мя ныне от земли»//? Вот что: если лишишь меня выгод, какие доставляет земля, потому что не в другое место переселен он, но сделался только чуждым благ земных. //«И от лица Твоего скрыюся»//. Отлучение от Бога есть самое тяжкое наказание для благомыслящих. //«И будет»//, – говорит, – //«всяк обретаяй мя, убиет мя»// [[old:gen:04:14|(Быт. 4, 14)]]. Выводит заключение вследствие предыдущих наказаний. Если изгнан я от земли, если скроюсь от лица Твоего, остается, чтобы убил меня кто ни есть. Что же Господь? **«Не тако»**, но положил на нем знамение. Вот седьмое наказание, а именно: наказание не остается скрытным, но провозвещается всякому явственным знамением, что вот кто совершитель преступных дел! Ибо для рассуждающего здраво самое тяжкое наказание – стыд; известно, что оно будет и на Суде, потому что одни воскреснут //«в жизнь вечную»//, а другие – //«в стыдение и укоризну вечную»// (ср.: [[old:dan:12:02|Дан. 12, 2]]). **//Письма.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** **«И рече ему Господь Бог: не тако»**. Не думай, говорит, чтобы это так случилось. Нет, нельзя всякому, кто бы ни захотел, убить тебя, но продолжением твоей жизни Я и увеличу твою скорбь, и преподам урок последующим родам, чтобы вид твой служил для них вразумлением и никто не следовал твоему примеру. **«И рече ему Господь Бог: не тако; всяк убивый Каина седмижды отмстится»**. Может быть, много уже сказано нами и мы привели в немалую усталость (ваше) тело? Но что делать? Видя вашу внимательность и пламенное усердие к слушанию, хочу я и остальное рассмотреть и объяснить по возможности. Что же значит: **«седмижды отмстится?» «И рече ему Господь Бог: не тако; всяк убивый Каина седмижды отмстится. И положи Господь Бог знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его»** Ты боишься, говорит, того, чтобы тебя не убили? Не бойся: этого не будет, потому что, кто сделает это, тот подвергает себя наказанию, в семь крат большему; для этого Я полагаю на тебе и знамение, чтобы никто не убил тебя по незнанию и не подвергся столь тяжкому наказанию. Но надобно яснее показать вам, как убийца Каина подвергается седьмиричному наказанию. Будьте же, прошу вас, внимательны. Что же значит: **«седмижды отмстится?»** Во первых, число семь в божественном Писании принимается в значении множества, и это можно найти во многих местах, напр. //«неплоды роди седмь»// [[old:1ts:02:05|(1Цар.2:5)]] и тому подобное. А здесь вам указывается на тяжесть греха, на то, что им (Каином) сделан не один грех, но семь грехов, и за каждый грех надлежало понести великое наказание. Как же нам перечислить их? Если расчесть, то первый грех тот, что он позавидовал брату за Божие к нему благоволение: и этого одного греха уже достаточно было, чтобы наказать его смертию; второй – что он (позавидовал) собственному брату; третий – что употребил хитрость; четвертый – что совершил убийство; пятый – что убил брата; шестой – что первый совершил убийство; седьмой – что солгал Богу. Успели ли вы запомнить сказанное, или, если хотите, мы снова перечислим эти грехи, чтобы видеть вам, как каждого из них и одного достаточно было, чтобы подвергнуть его (Каина) величайшему наказанию? Кто простит человека, завидующего другому в том, что он пользуется благоволением Божиим? Вот и один, но величайший и непростительный грех. Потом этот грех является еще большим, когда зависти подвергается брат, и такой, который ничем не оскорбил: вот и это опять немаловажный грех. Третий грех тот, что (Каин) употребил хитрость, обманул брата, вывел его в поле, и не постыдился самой природы. Четвертый – самое убийство, которое он совершил. Пятый, что умертвил брата единоутробного; шестой, что первый ввел этот вид убийства; седьмой, что, будучи вопрошаем Богом, дерзнул солгать. Итак, говорит Бог Каину, кто покусится убить тебя, тот подвергается седьмикратному наказанию. Поэтому не бойся этого. Вот Я полагаю на тебе и знамение, по которому всякий, кто ни встретится с тобою, узнает тебя. Твое расслабление на всю жизнь будет полезно для последующих родов, и то, что ты сделал один без свидетелей, узнают все, видя тебя стенящим и трясущимся, и этим трепетанием тела как бы говорящим и взывающим ко всем так: «Никто не отваживайся на подобное дело, какое я совершил, чтобы не понести такого же наказания». **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** См. Толкование на [[old:gen:04:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 4:1]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** См. Толкование на [[old:gen:04:11#svt_kirill_ierusalimskij|Быт. 4:11]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** См. Толкование на [[old:gen:04:11#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 4:11]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** Новый суд Божий на Каина снова показывает, что Бог не хочет смерти грешника. Он делает его безопасным от скорой и внезапной смерти, дабы показать ему и в самом наказании возможность и надежду милосердия; дабы, если не его, по крайней мере часть его потомства (без сомнения, по предуведению), сохранить для рода человеческого и Церкви; и дабы страшный первый пример ожесточенного грешника соделать поучительным примером долготерпения. Безопасность Каина от насильственной смерти утверждается законом и знамением. **Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро**. Сей закон объявляется Каину в его утешение, но как исполнение оного касается до всех человеков, то и прочим, вероятно чрез Адама, он долженствовал быть объявлен. Семеричное мщение за Каина значит наказание тягчайшее, нежели самого Каина за смерть Авеля. Ибо число //семь//, по свойству священного языка, употребляется в неопределенном знаменовании, для возвышения понятия ([[old:ps:011:07|Пс. 11:7]], [[old:pr:26:25|Притч. 26:25]]). Столь тяжкое наказание за Каина–убийцу не покажется несправедливым или неуместным, если принять в рассуждение то, что Бог самую жизнь соделал для него наказанием, а умножать или променять наказание Божие не значит уже наказывать виновного, но восставать против правосудия Божия; что убийство; уже осужденное в Каине, менее простительно в тех, которые видели сей печальный опыт; и что нужно было строгим, но предварительным осуждением, сколько можно, заградить путь Каина от последователей. Без основания полагают некоторые, что знамение, положенное Богом на Каине, состояло в отличной одежде или в некоем изображении на челе. Те, которые таковым знамением почитают дрожание членов, утверждаются на словах перевода семидесяти: //стеня и трясыйся будеши на земли//. Но, кажется, немногое потребно было, чтобы соделать Каина неприкосновенным для встречающихся с ним. Начаток страшного знамения на нем положен уже тогда, когда //поникло лице его//. Тогда как внешняя природа человека, сотворенная отпечатком внутренней, менее была искажена и разрознена с сею последнею, ужас и отчаяние Каина могли образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих. Впрочем, еврейский текст в сем месте допускает и следующий перевод: //и дал Господь знамение Каину// (то есть сотворил некоторое чудо, дабы успокоить его удостоверением), //что никто, встретив его, не убьет его//. ...Убийце Авеля оставляется жизнь, но со знамением осуждения и наказания — Израиль, распенший Иисуса, сохраняет свое бытие, но только для того, чтобы носить кровь Его на себе и на чадах своих. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И рече ему Господь Бог: не тако: всяк убивый Каина седмижды отмстится. И положи Господь Бог знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его** Иные говорят, что Каин умолял здесь об избавлении от смерти, другие же утверждают, что умолял он об ускорении смерти, почему Бог и сказал ему: не тако с тобой будет, как с убийцами после тебя. Убийцы после Каина будут предаваться смерти, как скоро откроют их, но **всяк убивый Каина, седмижды отмстится**. Поскольку он просил себе смерти, чтобы люди не смеялись над его уничижением, то в продолжении семи родов будут видеть его уничижение, и потом уже умрет он. Но нельзя принять того, что говорят некоторые, будто бы с Каином погибло семь родов его потомства. Если положить, что потомство Каиново истреблено потопом, то потоп истребил только одно седьмое поколение. А если одно поколение погибло с Каином, то почему же говорят, что погибло с Каином семь родов? Притом, утверждающие это не могут доказать, что потоп был при седьмом Каиновом роде. Ибо Писание говорит, что от Каина родился Енох, от Еноха родился Ирад (Гаидад), от Ирада родился Мехиаел (Малелеил), от Мехиаела родился Мафусал, от Мафусала родился Ламех, от Ламеха же родился Иовил, и //сей бяше отец живущих в кущах и скотопитателей// [[old:gen:04:20| (Быт. 4:20)]]. Конечно же, и эти, живущие в кущах скотопитатели, не хранили в кущах своих девства, особенно когда Писание говорит, //яко растли всяка плоть путь свой на земли// [[old:gen:06:12|(Быт.6:12)]]. А если от Каина до сынов тех, которые жили в кущах и были скотопитатели, прошло девять родов, а потопа еще не было, то как можно согласиться с утверждающими, будто бы с Каином погибло семь родов, - когда по сказанному нами оказывается, что прошло девять родов, а потоп еще не начался? Потому справедливо сказанное, что позор Каинов продолжался до седьмого рода, тогда как Каин умолял, чтобы смерть избавила его от того позора в первый же день. А что Каин жил до седьмого рода, то, во-первых, видно из того, что таково было определение Божия суда, а, во-вторых, в том же удостоверяют лета жизни человеческой в первобытных родах. Если отец Каинов, Адам, жил до девятого рода, то есть до сынов Ламеховых, и умер на пятьдесят шестом году Ламеховой жизни, то неудивительно было и Каину прожить до седьмого рода. Хотя Каин просил избавить его от позора, однако же не только не был избавлен, как желал, но сверх ожидания его, кроме определенного ему прежде наказания, присовокупилось к нему и знамение. Ибо сказано: **положи Господь Бог знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его**. Под обретающими Каина должно разуметь потомков Сифовых, которые имели побуждение отомстить ему за кровь дяди своего, Авеля, и которые чуждались Каина и по причине его позора и стенания, а с племенем его не вступали в супружеские союзы, - однако поскольку было на Каине знамение, не осмеливались убить его. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** См. Толкование на [[old:gen:04:02#prp_maksim_ispovednik|Быт. 4:2]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** Вместо «семи наказаний» Акила перевёл «семикратно», Симмах – «в седьмой раз», Феодотион – «через седмерицу». Касательно этого стиха есть моё письмо к епископу Дамасу. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И рече ему Господь Бог: не тако: всяк убивый Каина, седмижды отмстится. И положи Господь знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его** Братоубийцу, боящегося людской мести, Господь уве­ряет в безопасности от нее. Господь грозит **седмикратным мщением** тому, кто осмелился бы убить Каина. Определен­ное число **"седмь"**, как и во многих других местах Св. Писания (например, //«словеса Господня» – «сребро очищено седмери­цею»// ([[old:ps:011:07|Пс. 11:7]], слич. [[old:ps:087:12|Пс. 87:12]]; [[old:lev:26:28|Лев. 26:28]]), употреблено здесь вместо неопределенного, в том смысле, что убийца Каина подвергся бы несравненно тягчайшему наказанию, чем братоубийца Каин. Почему такая строгость? Потому, что надобно быть слишком дерзким и нечестивым, чтобы решиться на убийство после того, как из примера Каина стало известно, что это злодеяние нельзя совершать безна­казанно. Для чего Господь щадит жизнь Каина, ограждая ее безопасность страшною угрозою убийце его? Для того, чтобы дать Каину время на покаяние, и для того, чтобы удержанием людей от самоуправства в отношении к зло­дею, приучить их вообще к отвращению от самоуправства, несовместного с существованием человеческих обществ, и внушить им, что право наказания смертию даже злодея, принадлежит единому Богу и людьми может быть употреб­ляемо только по соизволению Божию. Кроме того, и пото­му Господь щадит жизнь Каина, что в ней самой, полной непрерывных тревог, заключалось наказание, мучитель­нейшее скорой насильственной смерти. **«И положи Господь знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающе­му его»**. «Неизвестно, какое было сие знамение, если то не был самый вид Каина, обезображенный сперва завистью и скорбию, потом отчаянием и ужасом, и соделанный для каждого ясною печатию отвержения его» («Библейская исто­рия» митр. Филарета). **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его** //«отмстится всемеро»// В ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его неприкосновенности, обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, может означать множество раз. Этим Бог, с одной стороны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой - являет неистощимое богатство Своего милосердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность искупить свой грех в течение всей последующей жизни. //«И сделал Господь… Каину знамение…»// По вопросу о «знаке», положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать. Опираясь на библейские аналогии, позволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как, напр., впоследствии радуга послужила знамением неповторяемости потопа ([[old:gen:09:13|Быт. 9:13]], [[old:gen:09:15|15]]), несгораемая купина - свидетельством божественного посланничества Моисея ([[old:ish:03:02|Исх. 3:2]], [[old:ish:03:12|12]]), возвращение солнца на пятнадцать ступеней - знамениям выздоровления царя Езекии [[old:is:38:05|(Ис. 38:5-7)]]. Блаженный Феодорит в своем толковании на это место говорит: «самое определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его», полагая тем самым, вместе и с некоторыми другими новейшими экзегетами, что это определение было всем известно или в силу особого божественного внушения, или - что еще гораздо проще - потому, что оно полностью было начертано на его челе. Несколько аналогичный этому случай имеется, по-видимому, в книге пророка Иезекииля [[old:iez:09:04|(Иез. 9:4-6)]]. [<10>]