[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох** Далее говорится: **«и позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха»**. Сделавшись уже смертными, люди, естественно, всячески заботились о рождении детей. Но, может быть, спросит кто: как это, когда Писание нигде не упоминает о другой женщине, Каин имел жену? Не удивляйся этому, возлюбленный: божественное Писание нигде не делает точного исчисления женского пола, но, избегая всего излишнего, вкратце упоминает о мужах, и то не о всех; да и о них очень кратко повествует нам, напр., что такой-то родил сыновей и дочерей, и умер. И в настоящем случае можно полагать, что Ева после Каина и Авеля родила дочь, которую Каин и взял себе в жену. Так как это было вначале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах. Поэтому Писание, представляя нам самим дополнять остальное, говорит только: **«и позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха; и бе зиждяй град... во имя сына своего, Енох»**. Смотри, как (люди) уже умудряются мало-помалу. Так как они сделались смертными, то хотят навсегда сохранить память о себе посредством детей, чрез наименование мест, которым давали прозвища детей. Но по всей справедливости можно сказать, что все это памятники их грехов и потери той славы, которою пользуясь, Адам и Ева ни в чем этом не нуждались, но были выше всего. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 17-19, 23-24, 26; 5:8-9, 11-12, 14-15, 17-18, 24 **И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто лет и родил Каинана. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его** Достойно того, чтобы мы занялись исследованием и о роде, происшедшем от того и другого, то есть от Каина и от Сифа: потому что и отсюда может выйти нечто служащее нам на пользу. Написано же так: **И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро**. В этих словах ты имеешь ясное повествование о потомстве Каиновом. Посмотрим теперь, какое потомство происходило от Сифа. Написано же опять так: **Сиф жил сто пять лет и родил Еноса** [[old:gen:05:06|(5, 6)]], о котором Священное Писание говорит: **тогда начали призывать имя Господа. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто лет и родил Каинана. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха** [[old:gen:05:08|(5, 8-9]], [[old:gen:05:11|11-12]], [[old:gen:05:14|14-15]] и [[old:gen:05:17|17-18)]]. Затем сказано: **И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его** [[old:gen:05:24|(ст. 24)]]. Итак, обрати внимание и прежде всего прочего на то, как именуются происшедшие от Каина, и как идет повествование о преемстве родов его: здесь не указывается ясно, на какое число лет простиралось время жизни каждого, как это сделано в отношении к происшедшим от Сифа. В отношении к последним точно указывается время жизни каждого, сколько он жил как прежде рождения детей, так и после того, о чем всякий обстоятельно и точно может узнать из Священных Писаний. Итак, это также может служить ясным для решившихся вообще правильно судить о сем указанием на то, что Бог не терпит того, чтобы знать жизнь любителей греха. Они услышат Христа, говорящего с Божественного судилища: //истинно говорю вам: не знаю вас// [[new:mf:25:12|(Мф. 25, 12]]; [[new:mf:07:23|7, 23)]], хотя ничто, подлежащее ведению, не проходит мимо Бога всяческих. Но ведая, Он не ведает любителей греха по причине чрезмерного отвращения к ним. Поэтому-то и умолчано время жизни потомства Каинова: потому что они не сделали ничего достойного памяти; но, по всей вероятности, сделали то, что могло бы служить во вред для тех, которые стали бы читать сведения о них. Таким образом весьма справедливо, что они не удержались в памяти у Бога. И напротив, Он за важное считает знать точно жизнь святых, и ничто, думаю, из относящегося к ним, не может ускользнуть от чистого ума Божественного. А удостоверит нас в этом Господь наш Иисус Христос, говорящий: //Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены// [[new:mf:10:29|(Мф. 10, 29-30)]]. Если же Бог обращает внимание и на число волос наших, так как ясно знает все, касающееся нас, и заботится о нас, то каким образом Ему могло бы быть неизвестным время самой жизни? Ибо //очи//, сказано, //Господни [обращены] на праведников// [[old:ps:033:16|(Пс. 33, 16)]]. И второй прямо после Каина Енох имел на земле город соименный себе, тогда как святые считали как бы за похвалу думать и говорить: //ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего, которого художник и строитель Бог// [[new:evr:13:14|(Евр. 13, 14]]; [[new:evr:11:10|11, 10)]]. Жизнь в этом мире они считали и называли пресельничеством. Так божественный Давид поет в одном месте: //Отступи от меня, ибо странник я у Тебя [и] пришлец, как и все отцы мои// [[old:ps:038:13|(Пс. 38, 14-13)]]. А о тех, которые помышляют земное, он в 48 псалме говорит: //называют своими именами в родах своих// [[old:ps:048:12|(ст. 12)]]. От Сифа произошел божественный Енос, о котором написано: **тогда начали призывать имя Господа своего** [[old:gen:04:26|(Быт. 4, 26)]], ибо род во Христе свят и священен и живет в уповании славы, которая превыше человека. Хотя мы и от земли, однако призваны к сыноположению у Владыки всех и к тому, чтобы быть братьями Христа, Который ради нас соделался подобен нам, дабы и мы ради Его находились в лучшем положении и приобрели славу, превысшую человека, то есть именовались бы богами, очевидно по благодати и человеколюбию. //Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего — все вы// [[old:ps:081:06|(Пс. 81, 6]]; [[new:in:10:34|Ин. 10, 34)]]. Так и Енос "упова" быть названным от других по имени Господа Бога своего, то есть богом. Поскольку он заслуживал удивление, отличаясь славою святости, то и наименовали его богом некоторые из наиболее благорасположенных, желавшие увенчать его высшею почестью. Так речь наша пусть приближается к своей цели. Что иудеи, представляющие собою образ потомства Каинова, существуют, это известно всех Богу, а что они не написаны в книге животной, это может быть ясно из умолчания о жизни потомства Каинова. Что, напротив, род во Христе написан и находится в памяти у Бога, это, как я думаю, ясно может быть доказано написанием жизни праведных, разумею потомков Сифа. И второй прямо после Каина Енох имел город, названный по его имени: ибо только об одном земном помышляют несчастные иудеи, не знающие Церкви первородных и не стремящиеся к вышнему граду. Напротив, очень великую стяжал славу происшедший от Сифа, то есть Енос: ибо именуется даже и богом. Такою же славою обогатились и мы, с верою прибегающие ко Христу и твердо держащиеся упования на Него. К сказанному я присоединил бы еще и другое необходимое замечание. Если бы кто захотел вести родословие потомства Каинова и Сифова, предположив Адама как бы некоторым корнем того и другого, то нашел бы Ламеха седмым в числе происшедших от Каина, а Еноха седмым в числе рожденных от Сифа. Исчисление рожденных от того и другого имеет такой порядок: Адам, Каин, Енох, Гаидад, Мавиаел, Мафусал, Ламех. А с другой стороны: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох. Итак, мы видим, каким является каждый из них. Ламех имел общение с женами своими, говоря: **послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро** [[old:gen:04:23|(Быт. 4, 23-24)]]. Праведный //Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу// [[new:evr:11:05|(Евр. 11, 5).]] То есть в последние времена, в которые явилось субботство во Христе, Израиль оказывается полным страха и боязни наказания, как убивший мужа и судимый за кровь святую; притом даже гораздо более, нежели сам Каин. Ибо этот, согрешивший против одного из подобных нам, соделался повинным семикратному отмщению; а тот, нечествовавший против самого Еммануила, гораздо большему подлежит наказанию. От Каина отмстится седмицею, а от Израиля семьдесят седмицею: потому что нечестию соответствует и наказание. Стяжавшие же славу во Христе чрез веру во время пришествия Его уже не обретутся, когда их будет искать сатана. Ибо они преложены будут от Бога к несравненно лучшей и славнейшей жизни, от смерти и тления к долговечной жизни, от помышления о плотском к желанию делать угодное Богу, от бесчестия к славе, от немощи к силе, во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. //**Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох** Вслед за совокупною историею Каина и Авеля Моисей повествует о потомстве первого. Он замечает в нем порядок нескольких родов, успехи общежития, изобретение или усовершенствование искусств и распространение пороков. Цель сего повествования может быть или показать что, несмотря на проклятие Каина, сохранились в его потомках останки благословения Божия и некоторые лучи света, долженствовавшие или обратить их к Богу, или соделать пред Ним безответными; или обличить суеверие и унизить тщеславие египтян, которые изобретение музыки и кования, как и вообще усовершенствование общежития, приписывали богам или полубогам, своим соотечественникам (io. Sicul. L. I); или показать, что отрасли подобны были своему корню, что лучшие из потомства Каинова отличались успехами в снискании временных выгод и удовольствий, а худшие — развратом и жестокостью, то есть изобразить семя змия в отделении от семени жены. Сия последняя цель, не опровергая две другие, совершенно объемлет все части сего повествования и открывает существенную связь его как с предыдущим сказанием о Каине и Авеле, так и с последующим о Сифе. **И познал Каин жену свою, и она зачала**. Сие может показаться несообразным с состоянием Каина, что он, отчаясь о самом себе, желает иметь потомство и передать ему свое осуждение. Но таков грешник нераскаянный. Стоя на краю бездны, он еще думает о своих удовольствиях. Впрочем, Бог допустил распространение и отверженного племени, без сомнения, для благой цели во всеобщем. **И построил город**. Дабы сие не показалось невероятным, должно приметить, что город Каинов создан, может быть, не вскоре по рождении сына его и что городом евреи называют всякое селение //огражденное//. К построению города могло подать Каину мысль умножение диких зверей. Но истинное, и ему одному свойственное, побуждение к сему, вероятно, заключалось в продолжавшемся страхе, чтобы не быть убиту. Таким образом, первый город созидается первым изгнанником земли, тем, который не ожидал града, имеющего //непоколебимое основание, которого зодчий и основатель есть Бог// [[new:evr:11:10|(Евр. 11:10)]]. **Нарек имя городу по имени сына своего**. Древнее обыкновение было именовать города от родоначальника обитателей или от строителя ([[old:sud:18:29|Суд. 18:29]]; [[old:2ts:05:07|2 Цар. 5:7]]). Начало сего обыкновения представляется в сыне Каина, однако же не в самом Каине, которого имя не украсило бы города его. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох** См. Толкование на [[old:gen:04:16#prp_efrem_sirin|Быт. 4:16]] ===== Блаж. Августин ===== **И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох** Написано: **И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.** Но не следует заключать отсюда, будто это был его первый сын. Основанием для подобного заключения не может служить выражение, что он познал жену свою, которое как бы указывает на то, что он тогда впервые соединился с нею. Ибо и о самом отце всех, Адаме, это говорится не только тогда, когда был зачат Каин, бывший его первенцем. Но и после того Писание говорит: //И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф// [[old:gen:04:25|(Быт 4:25)]]. ...Итак, о Каине написано, что **он построил город**; Авель же, будучи странником, города не построил. Ибо град святых есть град вышний, хотя он и здесь рождает своих граждан, в лице которых странствует, пока не наступит время его царства. Тогда соберет он всех воскресших с их телами, и будет им дано обетованное царство, в котором они станут со своим Главою и Царем царствовать вовеки. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И позна Каин жену свою, и заченши, роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох** **«И позна Каин жену свою».** На ком он был женат? На родной сестре: «В тогдашнее время это не было преступ­лением, потому что не было еще закона, которым бы такой союз был запрещен. Иначе и невозможно было вначале размножение человеческого рода» (Феодор. на кн. Быт. вопр. 42). Прибавим, что девственная природа была тогда сильна, и супружество родных не могло иметь нынешних пагубных последствий, каковы бесплодие, рождение уро­дов, тупоумных, глухонемых. Неизвестно, сколько у **Каина** было детей, но видно, он очень любил **Еноха**, когда нарек его именем город, к созда­нию которого приступил. В древности городом называлось огражденное стеной или валом пространство с нескольки­ми палатками, или какими-нибудь другими жилыми стро­ениями, больше похожее на крепость или острожек, чем на город – средоточие промышленности. Такое же укреплен­ное место, конечно, хотел устроить и **Каин**. К созданию города **Каин**, вероятно, побуждаем был желанием поло­жить конец своей скитальческой жизни, на которую осужден Божеским правосудием, и утвердить пребывание в одном месте; но едва ли он мог вполне успеть в этом, ибо не сказано, чтоб он водворился в своем городе, который притом он только начал строить, «бе строки», предоставив окончание начатой постройки своим детям и внукам. По­стройку города **Каин** мог предпринять также для того, чтобы найти в нем безопасное убежище от людей, мщения которых продолжал страшиться, а вместе для того, чтобы самому иметь точку опоры при нападении на людей, ибо при неудаче в земледелии он, вероятно, для прокормления себя, прибегал к грабежу. На **Каинов город** можно также смотреть как на попытку сделать средоточие соединения для своего рода в замене утраченного единения с Богом. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох** //Построение первого города// //«И познал Каин жену свою…»// Невольно рождается вопрос: кто же была жена Каина? Очевидно, одна из сестер, разъясняют святой Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит «так как это было вначале, и между тем, роду человеческому надо было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах». Вероятно, она состояла с ним в браке еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина рискнула соединить свою судьбу с заведомым братоубийцей. //«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха…»// Отсюда начинается краткая история новой, обособлявшейся ветви первобытного человечества или точнее - генеалогия каинитов. Она состоит почти из одного только перечня главных имен, лишь изредка сопровождаемого небольшими пояснительными замечаниями. Но, принимая во внимание особое свойство древне-библейских имен выражать отличительные особенности и положение каждой личности в патриархальной фамилии, - мы должны находить (читать) историю их жизни в анализе самых их имен. Так, напр., имя первого сына Каинова Енох - значит «освятитель, начинатель, обновитель» - могло быть дано ему, как первенцу (ср. [[old:ish:06:14|Исх. 6:14]]; [[old:chis:26:05|Чис. 26:5]]) и как «инициатору» новой формы жизни - «городской», взамен прежнего беспокойного скитания. Нарекая своего сына именем «начинателя, обновителя», Каин, очевидно, выражал ту свою заветную мечту, что с рождением сына в момент начатой им постройки города как некоторого культурно-оседлого жилища, если не для него самого лично, то для его потомства наступает новый, более светлый период жизни, что Енох, родившийся уже не бесприютным скитальцем, а оседлым горожанином, откроет собой новую, более счастливую эру истории каинитов. //«И построил он город»// т. е. положил основание, сделал его закладку, предоставил самую постройку города Еноху и дальнейшим генерациям. Этот город должно представлять себе лишь в виде простого укрепленного пункта, вероятно, опоясанного рвом и огороженного тыном для защиты от нападения диких зверей. С точки зрения материальной культуры, постройка первогорода - событие чрезвычайной важности, так как оно знаменует переход от кочевого быта к оседлому и говорит даже о значительном прогрессе последнего. **//Толковая Библия.//** [<10>]