[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема** **«Селла же**, – говорит, – **и тая роди Фовела: сей бяше млатобиец, ковач меди и железа»**. Опять (Писание) показало занятие и рожденного от Селлы, сказав, что он избрал ремесло кузнечное. Смотри, как мало-помалу устроялось благосостояние рода человеческого. И во-первых, Каин построил город, который и назвал по имени своего сына. Потом, из сыновей Ламеха, один занялся скотоводством, другой взял кузнечное ремесло, третий изобрел певницу и гусли. **«Сестра же Фовелова**, – говорит, – **Ноеман»**. Что это за новость и странность! Вот теперь Писание в первый раз упоминает отдельно о женщине. Не просто и не без причины поступил так блаж. пророк, но чтобы показать нам отсюда нечто сокровенное, что однако ж мы отложим до другого времени, а теперь будем продолжать по порядку; это замечание (о Ноеме) не маловажно, но требует значительного исследования и тщательнейшего истолкования для того, чтобы, изъяснив все удовлетворительно, нам возможно было извлечь отсюда многую пользу. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема** Фовел //кузнец// и תובל-קין **Тувалкаин** в еврейском тексте большею частию толкователей принимается за одно имя. Но семьдесят толковников не приняли קין за составную часть собственного имени, а в арабское языке слово сие сохранило значение //кузнеца//. Итак, вероятно, что תובלקין не значит //Тувалкаин//, но //Тувал//, или //Фовел//, //кузнец//. **Сей был отец всех кующих**. Здесь еврейское чтение, очевидно недостаточное, дополнено, по руководству Онкелоса и по соображению с предыдущими выражениями. **Работающих из меди и железа**. Искусство кования металлов вообще делает честь изобретателю, потому что предполагает исследование и познание природы, и потому наипаче, что нужно к совершенству земледелия. Но в особенности кование меди показывает, что художник преступил уже за пределы необходимого. **Ноема**. Для чего наименовал ее Моисей, из повествования не видно, если не кроется ее обличение в ее имени, которое означает //прекрасную//. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Селла же и тая роди Фовела: сей бяше млатобиец, ковачь меди и железа: сестра же Фовелова Ноема** См. Толкование на [[old:gen:04:16#prp_efrem_sirin|Быт. 4:16]] ===== Блаж. Августин ===== **Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема** См. Толкование на [[old:gen:04:18#blazh_avgustin|Быт. 4:18]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Селла же и тая роди Фовела: сей бяше млатобиец, ковач меди и железа: сестра же Фовелова Ноема** До изобретения **Фовелова** сосуды и орудия приготов­ляемы были из дерева и камня. **Фовел** нашел более пригод­ными для многих изделий **железо и медь**, по большей их прочности и твердости. Видно, что он очень хорошо изучил свойства этих металлов, умел разрабатывать железную и медную руду, изобрел литейное и плавильное искусство. Кроме орудий домашних и земледельческих, **Фовел из меди и железа**, вероятно, выделывал мечи и копья для нападения на людей и для отражения их. – **«Сестра же Фовелова Ноема»** значит «прекрасная.» По одному этому имени догадываются, что она первая употребляла красоту для обольщения слабых и вместе была изобрета­тельницею тех женских нарядов и украшений, которые служат к возвышению природной красоты искусственным образом. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема** См. Толкование на Быт. [[old:gen:04:20#lopuxin_ap|4:20]] [<10>]