[<10>] ====== Толкования на Быт. 5:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 22-24 **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его** Слушайте это и мужи и жены, поучитесь добродетели праведника, и не думайте, будто брак препятствует угождать Богу. Божественное Писание для того и указало на это неоднократно, сказав, что (Енох) родил Мафусала и тогда угодил (Богу), и опять повторив тоже самое: **«и угоди, по еже родити ему»**, для того, чтобы не подумал кто, будто брак, препятствует благоугождать Богу. Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание (детей), ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу. Вот и он (Енох), будучи одной с нами природы и (живя тогда), когда еще не дан был закон, не поучало Писание, и ничто другое не руководило к любомудрию, сам собою и по своему произволению так благоугодил (Богу), что доселе еще жив и не вкусил смерти. Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых. Но так как (брак) не только не препятствует нам в богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно побуждая ладью плыть в пристань, то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду. А что слова мои справедливы, доказывает этот праведник. **«По еже родити**, – говорит Писание, – **Мафусала, угоди Енох Богу»**; притом, он подвизался в добродетели не малое число лет, но, как говорит Писание, двести лет. И так как после преступления первозданного нашелся человек, который взошел на самую высоту добродетели, и своим благоугождением Богу вознаградил за грех прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие благого Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. **«И угоди**, – говорит Писание, – **Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог»**. Видишь премудрость Господа? Преложил живым, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; Он оставил (этот страх) во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесенный Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением. Поэтому Он преложил благоугодившего Еноха. А если кто захочет любопытствовать и спросить: куда же его переселил, и неужели он доселе жив, – то пусть научится не увлекаться человеческими соображениями и не наследовать с любопытством дел Божиих, но верить тому, что говорится (в Писании). Когда Бог возвещает что-либо, то не должно противоречить словам Его, но возвещаемое от Бога, хотя бы и не было видимо для глаз, нужно считать достовернее того, что подлежит нашим взорам. Что Бог переселил Еноха, переселил живым и не вкусившим смерти, так что за свое благоугождение (Богу) он стал выше произнесенного над родом человеческим приговора, об этом божественное Писание сказало; а куда переселил его, и как он ныне живет, этого не присовокупило. Видел ты благость Господа, как Он, нашедши мужа добродетельного, не лишил его того достоинства, которое даровал первому человеку до преступления заповеди, и этим дал нам разуметь, что и тот, если бы не предпочел обольщения данной заповеди, удостоился бы тех же, или еще и больших благ? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 21.//** См. также Толкование на [[old:gen:05:21#svt_ioann_zlatoust|Быт. 5:21]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей** См. Толкование на [[old:gen:05:21#svt_grigorij_bogoslov|Быт. 5:21]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей** См. Толкование на [[old:gen:05:21#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 5:21]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей** Дабы показать, что благословенное племя всегда имело людей, достойных продолжения оного великого благословения, и от времени до времени являло в себе предначертательные образы славного //семени жены//, Моисей несколько прерывает свое летосчисление касательно жизнеописания Еноха, коего показывает образ жизни и кончину. **Енох ходил с Богом**. В приложении к людям сие выражение употребляется для означения //близости, сообщения, обхождения// [[old:1ts:25:15|(1 Цар. 25:15)]]. В отношении к Богу подобное сему выражение //ходить пред лицем Божиим// означает иногда благоговейное внимание человека к Богу [[old:gen:17:01|(Быт. 17:1)]], иногда благоволительное внимание Бога к человеку [[old:1ts:02:30|(1 Цар. 2:30)]]. Вообще //путем// и //хождением// выражают евреи нравственный образ жизни. По сим соображениям настоящее сказание о Енохе означает вообще, что он вел такую жизнь, по которой всегда был близок к Богу. Заключающиеся в сем подробные понятия суть: //хождение пред Богом//, или в живом чувствовании присутствия Божия; //хождение с Богом//, или соединение с ним верою и любовью; //хождению вслед Бога//, или подражание Ему и стремление к совершенству, сообразному с совершенством Отца Небесного; наконец, //хождение пред лицем Бога//, яко указателя и правителя пути, то есть пребывание под особенным покровом Его провидения и благодати. Семьдесят толковников, отступив от слов многознаменательного изречения еврейского, хотели изобразить силу оного словом //угодить//: **угоди же Енох Богу**. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей** См. Толкование на [[old:gen:05:21#sschmch_kiprian_karfagenskij|Быт. 5:21]] ===== Блаж. Августин ===== **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей** См. Толкование на [[old:gen:05:21#blazh_avgustin|Быт. 5:21]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери** См. Толкование на [[old:gen:05:04#ep_vissarion_nechaev|Быт. 5:4]] ===== Тертуллиан ===== **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей** См. Толкование на [[old:gen:05:21#tertullian|Быт. 5:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей** //«И ходил Енох пред Богом…»// Подобное выражение встречается в Библии неоднократно ([[old:gen:06:09|Быт. 6:9]]; [[old:mih:06:08|Мих. 6:8]]; [[old:mal:02:06|Мал. 2:6]] и пр.) и везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни человека, когда он стал глубоко проникаться благоговейным чувством божественного вездеприсутствия, что очами веры как бы постоянно видит Бога пред собою, и в строгом соответствии с этим согласует весь образ своего поведения и каждый шаг своей жизни. Данное выражение даже еще несколько шире - именно, заключает в себе намек и на следствия такого благоповедения, в форме особенной и исключительной близости к Богу, как это и передается на славянском тексте: //«и угоди Енох Богу»//, также и Апостолы Павел [[new:evr:11:05|(Евр. 11:5)]] и Иуда [[new:iud:01:14|(Иуд. 1:14)]]. [<10>]