[<10>] ====== Толкования на Быт. 5:28 ====== ===== Ориген ===== Ст. 28-29 **Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** Не согласуется с делами того Ноя и сказанное отцом его Ламехом: **Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь**. Ибо разве истинно, что тот Ной утешил того Ламеха или народ, тогда живших на земле; и разве прекратились работы и труды во времена Ноя; и разве снято было проклятие с земли, наложенное Господом, если, напротив, гнев Божий проявился только сильнее, и, по свидетельству Писания, //раскаялся Господь, что создал человека на земле, и сказал: конец всякой плоти пришел пред лице Мое// [[old:gen:06:06|(Быт. 6:6]], [[old:gen:06:13|13)]], и за великое развращение истребил все живое? Если же ты обратишь взор к Господу нашему Иисусу Христу, о Котором сказано: //Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]], и еще: //Искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою// [[new:gal:03:13|(Гал. 3:13)]], и еще: //Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... и найдете покой душам вашим// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28-29)]], - ты обнаружишь, что Он и есть Тот, Кто поистине дал утешение людям и освободил землю от проклятия, которым проклял ее Господь Бог. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-29 **Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** __//Ной и три сына.//__ //«И нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь»//. Последним допотопным патриархом был сын Ламеха - Ной. Значение этого имени истолковано в самом библейском тексте, именно в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Полагают, что сам Ламех, не отличавшийся благочестием, давая такое имя своему сыну, соединял с ним богопротивную мысль, именно - выражал надежду на скорое уничтожение силы божественного проклятия над землей, благодаря культурным успехам, насадителем которых он и мнил видеть своего новорожденного сына. Но, по толкованию Иоанна Златоуста, Ламех, подобно первосвященнику Каиафе в суде над Иисусом Христом [[new:in:11:40|(Ин. 11:40-52)]], помимо своей воли выразил здесь и другую великую идею: ставя указание библейского текста на ослабление суеты и работы в связь со словами божественного суда по грехопадении и с объяснениями их у Апостола Павла ([[old:gen:03:13|Быт. 3:13]]; [[new:rim:08:20|Рим. 8:20]]), отцы Церкви справедливо усматривают в имени Ноя пророчественное предуказание того, что через Ноя и его потомство будет ослаблена сила божественного наказания за грехопадение и после бури нечестия (насилия исполинов, [[old:gen:06:04|Быт. 6:4]]) и грозы небесной кары за него (потоп при Ное) настанет новое, относительно мирное и покойное течение общественно-религиозной жизни. [<10>]