[<10>] ====== Толкования на Быт. 5:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** Усматривай опять и в наименовании родившегося теперь от Ламеха величие тайн, высокое пророчество и неизреченное человеколюбие благого Бога. Так как по своему предведению он провидел будущее, то усматривая, что нечестие людей умножается, наименованием сына предсказывает бедствия, имеющие постигнуть весь род человеческий, дабы люди, вразумившись хотя страхом, удержались от греха и обратились к добродетели. Замечай и долготерпение Господа: за сколько лет Он дает предсказание, чтобы таким образом и показать Свое человеколюбие, и отнять всякое извинение у тех, которые подвергнутся наказанию! Но, может быть, кто-нибудь скажет: откуда у Ламеха столь великий дар предсказания? Ведь Писание не упоминает, чтобы он был муж добродетельный и чудный. Не удивляйся, возлюбленный: Господь, премудрый и благоискусный, часто и недостойным людям попускает предсказывать чудные и великие дела, и это не только в ветхом, но и в новом завете. Послушай, что говорит евангелист о Каиафе, Иудейском первосвященнике: //«сегоже о себе не рече, но архиерей сый лету тому прорече, яко Иисус хотяше умрети не токмо за люди, но и да языки расточеная соберет во едино»// [[new:in:11:51|(Ин.11:51)]]. Найдешь опять, что нечто подобное было и с Валаамом. Будучи призван для проклятия (еврейского) народа, он не только не проклял, но и предсказал великие и чудные вещи, не только об этом народе, но и о пришествии Спасителя [[old:chis:24:start|(Числ.24)]]. Не удивляйся же, что и теперь Ламех, давая имя своему сыну, дает, ему такое имя (Ной); но все приписывай Богу, который все устрояет Своею благоискусною мудростию. **«И нарече имя ему Ной»**, а это имя значит: успокоение. Итак, (Ламех) называет успокоением ту всемирную гибель, которая должна была совершиться спустя столько лет, подобно тому как и Иов говорит: //«смерть мужу покой»// [[old:iov:03:23|(Иов.3:23)]]. В самом деле, так как нечестие причиняет много и весьма большего труда, то его прекращение и уничтожение, имевшее совершиться посредством потопа, называет успокоением. **«И нарече**, – говорит, – **имя ему Ной»**, потом, объясняя нам значение этого имени, говорит: **«сей же упокоит нас от дел наших»**, то есть, отвратит от нечестия, **«и от печали рук наших»**, – опять тоже самое, то есть, от злых дел. Писание так говорит об этом не потому, чтобы руки печалились, но потому, что чрез их деятельность и злые дела умножались скорби людей. **«И от земли, юже прокля Господь Бог»**, то есть, освободить нас от всех тяготеющих над нами бедствий, от трудов и скорбей, неразлучных с возделыванием земли, подвергшейся проклятию за преступление первого человека. Подумай же теперь, возлюбленный, как это дитя, мало-помалу возрастая, для всех видевших его служило уроком. Лишь только кто спрашивал об имени этого дитяти, значение имени тотчас же говорило ему о предстоявшей людям гибели. Если бы кто, по вдохновению, просто сказал только, что это будет, такое предсказание предано было бы забвению, и не все бы знали о тяжком наказании; а теперь этот человек, живший пред глазами всех, благовременно и безвременно всем напоминал о гневе Божием. См. также Толкование на [[old:gen:17:04#svt_ioann_zlatoust|Быт. 17:4]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 21.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** Эти слова не были сказаны в отношении сбывшегося Потопа: потому что смерть Ламеха предшествовала Потопу; между тем, как Ламех говорит: **«Успокоит нас»**, и делает себя соучастником пророчествуемого им успокоения; и тогда еще не каждый человек //«помышлял в сердце своем прилежно на злая (злое) во вся дни»// своей жизни [[old:gen:06:05|(Быт.6:5)]]; по причине чего произошла от Бога всемирная гибель на землю: на всех живущих на земле. Так к кому же относились эти слова: **«успокоить нас»**? Но еще и говорится: **«Успокоит от земли, юже **(которую)** прокля Бог»**?! Кто же успокоил нас от земли сей? – Не Тот ли, Кто отверз небеса и возвел туда наше естество и словами и делами показал нам путь восхождения на небо и призвал нас к сему пути? Если же и Потоп был образом успокоения, но – уничтожение и прекращение греха, а не как облегчение и успокоение грешникам. **//Омилия 59, произнесенная в Неделю Отец.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** **И нарек ему имя Ной, сказав: он облегчит нас**. Ной по ближайшему произведению сего имени и по изъяснению, как оно читается в переводе семидесяти, значит //упокоитель//, а по изъяснению, какое читается в еврейском тексте, должно значить //утешитель//. Но разность сия не столь велика, чтобы составить из сего предмет спора. //Успокоение//, или //утешение//, или //облегчение//, которое Ламех обещал себе чрез Ноя, некоторые полагают в сыновнем вспоможении сего последнего и попечении о старости родителя; но в сем отношении имя Ноя не стоило бы преимущественного пред прочими замечания; некоторые евреи — в изобретении плуга; но плуг успокоил ли от проклятия земли? Итак, Ламех, конечно, почитал Ноя //благодатным утешителем//, каковым и действительно явился он, как сохранитель человеческого рода и восстановитель его в лучшем виде, как новый родоначальник и образ спасительного семени жены. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и нарече имя ему Ное, глаголя: сей упокоит нас от дел наших и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог** Енох родил Мафусала, Мафусал родил Ламеха, Ламех родил Ноя. И пророчествовал Ламех о сыне своем, говоря: **сей упокоит нас** жертвой своей, которой умилостивит Бога **от дел наших и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог**, потому что Бог за грехи живущих на земле истребит в водах гнева построенные нами домы и сады, над которыми трудились руки наши. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **и нарече имя ему Ное, глаголя: сей упокоит нас от дел наших и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог** Праведный Ной представляет собой образ Христа, Который говорит в Евангелии: //«Придите ко Мне вси обременении»// многими грехопадениями, //«и Аз упокою вы»// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28)]] в ковчег Церкви, избавив от негодного и проклятого делания. Ибо, когда родился блаженный Ной, прообразовательно и пророчественно было сказано: **«Сей упокоит нас от дел наших, и от земли, юже прокля Господе Бог»** наш [[old:gen:05:29|(Быт. 5:29)]]. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Филагрию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский===== **и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** Слово «Ной» (נֹ֔חַ) переводится как «покой». Таким образом, он был назван словом «покой» оттого, что при нём все прежние труды пришли в состояние покоя вследствие потопа. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Ориген ===== **и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** См. Толкование на [[old:gen:05:28#origen|Быт. 5:28]] ===== Лопухин А.П. ===== **и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь** См. Толкование на [[old:gen:05:28#lopuxin_ap|Быт. 5:28]] [<10>]