[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери** Не без причины присовокупил он: **«и дщери родишася им»**, но для того, чтобы дать нам понятие о великом размножении людей. Где столь великое множество корней, там по необходимости рождается и много ветвей. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-4 **Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** //О Ное и ковчеге// Ной был человек добрый, истинный любитель высшего благочестия и славу в этом предпочитавший всему (ср.: [[old:gen:06:09|Быт. 6, 9]]). Поскольку же был славен, обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен, будучи увенчан высшими похвалами, то по справедливости был предметом удивления. Итак, речь наша обращается к нему, и мы, полагая в совершившемся относительно его как бы какое изображение и прообраз спасения чрез Христа, немало, думаю, принесем пользы читателям. Будем же разъяснять, насколько возможно, в отдельности все, до него касающееся, уменьшая грубость исторического смысла и совершившееся в действительности искусно возводя к духовному созерцанию. От Адама, после убиения Авеля, родился Сиф, от Сифа же Енос, который //начал призывать имя Господа своего// [[old:gen:04:26|(Быт. 4, 26)]]: ибо Енос от современников своих назван был богом. Удивившись величию присущей ему праведности, они наименовали его богом, думая, что такое наименование более всего приличествует добродетели этого мужа. От Еноса же, названного богом, произошли другие, после которых [произошел] и Ламех, отец Ноя, оказавшийся пророком при рождении сына, подобно тому как и Захария при рождении блаженного Крестителя. Ибо Ламех наименовал сына своего Ноем, что значит успокоение, если перевести это слово на наш язык. Как бы представляя причину такового названия, Ламех говорит: //он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при// [возделывании] //земли, которую проклял Господь// [[old:gen:05:29|(Быт. 5, 29)]]. При таких-то светлых и весьма блестящих надеждах предвозвещено было древним рождение Ноя. И он был десятый от Адама, если вести родословие чрез Сифа, и достиг того, что происшедшие от Еноса, прозванного богом, от всех названы были богами. //Но Ною было//, сказано, //пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета// [[old:gen:05:32|(Быт. 5, 32)]]. И Сим, если перевести это слово с еврейского на греческий язык, означает совершенство или растение, Хам же — теплоту, а Иафет — широту. Затем Священное Писание говорит: **Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали** [их] **себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** [[old:gen:06:01|(Быт. 6, 1-4)]]. После того как род человеческий распространился до великого множества, **сыны Божии**, сказано, впали в неразумнейшую похотливость к женщинам **и брали** [их] **себе в жены, какую кто избрал.** Мы знаем, что некоторые из списков Библии ясно имеют такое чтение: //видевше// же ангелы //Божии дщери человечи//. Затем некоторые отклоняют обвинение в плотолюбии (от ангелов) и вину в столь гнусной похоти возлагают на падших ангелов, //не соблюдших своего начальства//, как написано [[new:iud:01:06|(Иуд. 1, 6)]]. Я же утверждаю и соглашаюсь с тем, что им приличествует всякий недуг духовный; но мне кажется, было бы безрассуднее всего и вполне несообразно с здравым разумом придавать этому веру в отношении к самому делу. Наша цель — усматривать истину во всем написанном, но во всяком случае не уразумевать недуги скопища демонов. Мы видим, что похоти всегда и всего более следуют существующим в нас самих и врожденным нам побуждениям: ибо мы или плотские страсти любим, или имеем обыкновение считать за весьма важное то, посредством чего совершаются дела плоти. И удовольствия не отдаляют нас от законов естественных, как мне самому кажется хорошим и истинным. Как, например, ястие и питие, а также и естественное общение с женщинами суть дела и страсти плотские. А желания богатства и славы служат удовольствием плоти, и почти все страсти в мире происходят чрез это, согласно сказанному мудрым учеником (Христовым): //всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская// [[new:1in:02:16|(1 Ин. 2, 16)]]. Такого рода горестные и опасные похоти легко уловляют нас к тому, чтобы думать и делать дела плоти. А любить то, что вне тела и не естественно, никакое слово не убедит нас. Затем не было ли бы почти безумием говорить, что духи, которые превыше плоти и свободны от нее, любят плотское? Какое бы имели они естественное побуждение к тому, или какой закон побуждал бы их, подобно как нас самих побуждает к тому, чтобы жаждать таких и других подобных страстей? Мы, конечно, не освобождаем демонское скопище от вины в этом: ибо оно нечестиво и скверно, и удобопреклонно ко всему гнусному. Пусть оно недугует вместе с другими, если угодно, и противоестественными удовольствиями. Но когда Божественное Писание говорит, что они сходились с женщинами, а женщины родили так называемых исполинов, то есть огромные чудовища, впрочем, все-таки людей разумных: то как об этом должно рассуждать? Ведь не от духов, совершенно свободных от плоти, может произойти в женщине зарождение человека. Пустословят же некоторые и мудруют над этим, вероятными, как они думают, умозаключениями, прикрывая невозможное: ибо происшедшее среди людей зло они считают демонским и чрез них полагают совершившимся ввержение семени. Но мы найдем мнение их весьма нелепым и полным невежества: ибо чего не изрекло Божественное Писание, то каким образом мы можем принять и считать за истинное? Мы будем читать скорее: **увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали** [их] **себе в жены, какую кто избрал.** В правильности этого чтения утверждает нас и перевод других толковников. Например, Акила говорит: //сыны богов, увидев дщерей человеческих.// Симмах же вместо: сыны богов, перевел: //сыны владычествующих.// //Сынами богов//, а также //владычествующих// они именовали происшедших от Сифа и Еноса, ради присущей им святости и любви к Богу и ради того, что они в силах побеждать всех противовосстающих, причем, как и справедливо, Бог помогал им и ясно являл этот род священнейшим и святым. Род этот не смешивался с другим, то есть с происшедшими от Каина и Ламеха, который, идя по следам отца, был даже убийцею; ибо признается, //яко мужа убих в язву мне, и юношу в струп мне.// Доколе священный род пребывал сам по себе и не смешивался с худшим, красота благочестия пред Богом сияла в них чистою и неподдельною и делала их досточудными. Когда же они впали в плотоугодие и, увлеченные женскою красотою, уклонились к отступничеству: **брали**, сказано, **какую кто избрал из дщерей человеческих**, то есть происшедших от Каина: то, хотя именовались богами и сынами богов, владычествующих, однако напоследок уклонились к нравам оных и к постыдному, и скверному житию и жизни. И жены стали рождать чудовища, так как Бог обезображивал и самую красоту тел человеческих за невоздержание тогдашних людей в блудных стремлениях. Рождаемые были исполины, то есть дикие и крепкие силою, страдавшие великим безобразием и превосходившие других величиною тела. Должно знать, что обладающих весьма крепкою силою слово богодухновенного Писания обыкновенно называет исполинами. Так, например, о персах и мидянах устами пророка сказано: //исполини идут исполнити ярость Мою, радующеся, вкупе и укоряюще// [[old:is:13:03|(Ис. 13, 3)]]. Но мы отнюдь не будем внимать лжесловесию эллинов: ибо их избранные писатели, особенно же поэты, имеют обыкновение, по своему соображению и произволу, истолковывать и преобразовывать природу вещей, высоко поднимать незначительное и отверженное, и думать, что излишним лжесловесием прикрашивается рассказ, хотя бы сам по себе он был и далек от истины. Из них один говорит, что целая Сицилия одним из исполинов заброшена была на небо. Другой выдумывает о другом еще более несообразное. Исполины были, как я сказал, страшны на вид, обладали непомерною силою, были жестоки и неприступны, превосходили других величиною тела, но не касались головою облаков, как баснословят о них поэты. //**Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 1-2 **Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал** Два возничих есть на небе; только их одних огонь и слушается. Благоразумие отклоняемо бывает удовольствием от своего пути; и здравое мышление, не обуздываемое Словом, легко впадает в надменность, и следствием сего уклонения бывает низвержение. Доказательством сего служат ангелы, оставившие красоту Божию ради красоты преходящей и низвергшиеся с неба на землю. //**Педагог.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И бысть егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им** Сказав о чистоте Ноевой, Моисей обращается к повествованию о том, как в современниках Ноевых усилилось лукавое похотение и говорит: **И бысть егда начаша сыны человеческие мнози бывати... и дщери родишася им**. Человецами многими Моисей именует здесь племя Каиново, а добавив, //что дщери родишася им,// желает тем показать, что, по сказанному нами ранее, потомство Каиново сокращалось. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Ст. 1-2 **И бысть егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им: Видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша** Приступая к описанию всеобщего нравственного рас­тления, бытописатель начало и причину его полагает в супружествах **сынов Божиих с дщерями человеческими**. Некоторые толкователи, даже из древних учителей Церкви (Иустин, Афинагор, Тертуллиан, Лактанций) разумеют здесь под **сынами Божиими** ангелов. Но ангелы, как суще­ства бесплотные и духовные, не женятся [[new:mf:22:30|(Мф. 22:30)]]. Если бы даже ангелы имели тело, как предполагают разумеющие их под **сынами Божиими**, то, поелику по природе они не однородны с людьми, супружества их с **дщерями челове­ческими** были бы бесплодны, не давали бы тех исполинов, которые рождались от таких супружеств [[old:gen:06:04|(Быт. 6:4)]]; известно, что рождение может быть плодом только совокупления однородных существ. Итак, **сыны Божии** – это не ангелы, а люди, и именно потомки Сифа, родоначальника благо­честивого племени. Они называются сынами Божиими по­тому же, почему впоследствии Израильтяне будут назы­ваться сынами Господа Бога их [[old:vtor:14:01|(Втор. 14:1)]], – т. е. отчасти по особенному благоволению к ним Господа, отделившего их на служение Себе, отчасти потому, что в среде их преимущественно сохранилось духовное сродство с Тем, по образу Которого сотворены люди (См. [[old:gen:05:01|Быт. 5:1]]). А под **дщерями человеческими**, которых избирали себе в жены **сыны Божии**, разумеются **дщери** из нечестивого племени Каинова, отверженного Богом, и в удалении от Бога по­мышлявшего не о том, что Божие, но единственно о том, что //«человеческое»// [[new:mf:16:23|(Мф. 16:23)]]. Потомки благочестивого Сифа и потомки нечестивого Каина, изгнанного из обще­ства чтителей истинного Бога, жили сначала отдельно, вдали друг от друга, и эта отдельность ограждала первых от злотворного влияния последних; но вследствие размно­жения тех и других, умножались случаи сближения между ними. Размножение допотопных людей было велико отчас­ти по особенной телесной крепости, свойственной вообще первобытным людям, отчасти по долголетию их, – спо­собность к деторождению действовала в каждом из них в продолжение нескольких столетий. Сношения благочес­тивых с нечестивыми сначала были только внешние, огра­ничивались одним знакомством, но потом повели к родст­венным союзам. **Сыны Божии** вступали в брак с **дщерями** нечестивого племени, и при этом не обращали ни малей­шего внимания на опасность для веры и благочестия от таких союзов, а руководились единственно сладострастны­ми побуждениями: они прельщались красотою дщерей че­ловеческих подобно тому, как Ева прельстилась красотою древа познания добра и зла, Давид красотою Вирсавии. Нетрудно предвидеть, какие могут быть последствия таких супружеств. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Немезий Эмесский ===== Ст. 1-2 **Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал** Из бестелесных существ только ангелы изменились [к худшему], и то не все, а лишь те из них, которые, увлекшись к низкому, возымели склонность к земным вещам, отступив от общения с высшим и Богом. //**О природе человека.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери** //Всеобщее развращение человечества// //«Когда люди начали умножаться на земле…»// Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части - «каинитяне» обозначаются общим понятием «людей», аналогию чему видим и в других местах Писания. [<10>]