[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела, хотя все это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет он, что //Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой// [[old:is:40:06|(Ис. 40:6)]]. Таковы были кичливость исполинов силою и богопротивное мнение о себе безумного Голиафа... //**О смирении.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** **Исполинами**, думаю, называет здесь божественное Писание людей сильных телом. От них, говорит, размножился род их. Об этом говорится и в другом месте: //«исполины//, – сказано, – //идут исполнити ярость мою»// [[old:is:13:03|(Ис.13:3)]]. Число же: сто двадцать лет некоторые признают за предел жизни; но этого не значит, а (Писание) хочет этим показать долготерпение, которое (Господь) являет людям и после столь многих грехов их. Итак, чтобы мы знали, что люди и после (обнаруженных Богом) гнева и угрозы, и после продолжительного долготерпения, которое Он дал им на покаяние не только не исправились, но и продолжали грешить. Писание говорит: **«егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим и раждаху себе, тии бяху исполины, иже от века, человецы именитии»**. Видишь, какое чрезмерное безрассудство? Какая бесчувственность души? Ни страх наказания, ни продолжительность (Божия) долготерпения не отклонили их от злых дел; раз низринувшись в пропасть и потеряв душевное зрение, они, объятые нечистою похотию, как бы каким опьянением, не захотели уже исправиться, как и Премудрый говорит: //«егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит»// [[old:pr:18:03|(Притч.18:3)]]. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** См. Толкование на [[old:gen:06:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 6:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** **В то время были на земле исполины**. Автор Божественного Писания называет сынов земли исполинами не иносказательно, но обозначает этим именем рожденных от ангелов и земных женщин, желая подчеркнуть этим громадность их тел. Посмотрим, не подобны ли этим гигантам люди, которые пекутся о своей плоти, а о душе нисколько не заботятся: ведь и гиганты, рожденные, согласно поэтическому повествованию, из земли, кичились размерами своего тела, но презирали высшее. Разве не похожи на них те, которые хотя и состоят из души и тела, но отворачиваются от силы разумения, драгоценнее которого у души нет ничего, и оказываются подражателями той плоти, как бы наследниками материнской глупости? Так что напрасно стараются, давая гордые обеты небу и предаваясь земным трудам, выбравшие низшее и пренебрегшие высшим: будучи повинны в добровольных прегрешениях, они будут осуждены с большей суровостью. //**О Ное.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** Как о второй причине гнева Божия на первый мир, говорит Моисей о **исполинах**, коих начало полагает еще прежде смешения сынов Божиих со дщерями человеческими, а умножение приписывает частью сему смешению. Еврейское имя исполинов значит //нападающих//; по Акиле: επιπιπτοντει, по Симмаху: βίαιοι. Мнение о необыкновенной величине их тела имеет основание как в Священной истории, которая представляет таковых и после потопа ([[old:vtor:03:11|Втор. 3:11]]; [[old:chis:13:34|Чис. 13:34]]; [[old:1ts:17:04|1 Цар. 17:4]]; [[old:2ts:21:16|2 Цар. 21:16–22]]; [[old:am:02:09|Ам. 2:9]]), так и вообще в преданиях народов, оправдываемых находимыми в земле костями человеческими (Calm. diss. de. gigant). Но в настоящем случае довольно иметь в виду то, что они были //люди славные//, достигнувшие сего, как имя их показывает, духом преобладания и угнетения, и что с //умножением их умножилось развращение человеков на земле//, даже до прекращения долготерпения Божия. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Исполини же бяху на земли во дни оны: и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии** После Моисей пишет о детях, рождавшихся Каиновыми дщерями от сынов Сифовых, и говорит: **Исполини же бяху на земли во дни оны: и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии**. Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве же Каиновом люди стали малорослы, потому что проклятая Богом земля не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения (пищу), как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают ее. Поскольку потомки Каиновы как проклятые, как сыны проклятых и как жившие на земле проклятой собирали и ели тогда такие произрастания земли, лишенные силы, то и сами стали так же бессильны, как и то, чем они питались. Сыны же Сифовы, поскольку они были сынами благословения и жили на земле, сопредельной раю, вкушали и многочисленные и не лишенные силы земные произведения и тела имели крепкие. Эти-то крепкие сыны Сифовы, входя к дщерям стенавшего Каина, рождали для его племени исполинов именитых. Словами: **иже от века**, - означается, что для Каинова племени рождались такие же исполины, каковы были первобытные и именитые люди - Сиф и Енос. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== //Вопрос.// Если Ангелы бесплотны, то как они соединились с женщинами и от них произошли гиганты? И как они являются святым как люди, если они бестелесны? Ибо говорит Божественное Писание: "**Вошли сыны Божии к дочерям человеческим**", – и от них некоторым образом родились гиганты. //Ответ.// Бестелесны Ангелы по сравнению с нашим телом. Ибо тело у них – как ветер, или огонь, или дым, или воздух: тела их тонкие и нетленные, они лишены только нашей плотности. //Есть тела небесные и тела земные// [[new:1kor:15:40|(1 Кор. 15:40)]] – сказал святой апостол. Нелепо и принадлежит несомненному безумию считать, что они могут лечь с женщинами, как и думают, что бесы лежат с женщинами. Они лишились не природы, а чина, они лишились не почтенности, а дерзновения к Богу, будучи отвергнуты блаженства и положения. Мы хотим думать, что это Ангелы. Не о Ангелах говорит здесь Божественное Писание. Сказано: "**Вошли сыны Божии к дочерям человеческим**", – а Ангелы нигде не называются сынами Божиими. Но с этими дочерями человеческими осквернились сыновья Сифа и Еноха. Ибо и в те времена стали называть Сифа и Еноха богами. //"Ибо тот начал впервые звать Бога"//, – говорит Писание. И Моисею Бог сказал: //"Я дал тебя богом Фараону"//. И о божественных судиях сказал: //"Не говори злого ни богам, ни правителю народов твоих"//. К лучшему сыны Сифа и Еноха разумеются сынами Божиими. Они прельстились на невоздержание, вошли к дочерям Каина, и от них в общем скверном смешении родились гиганты — крепкие благодаря праведному началу, а порочные из-за Каина. И как женщины могут ложиться с Ангелами, когда мужи не выдерживают и вида Ангелов, и мужи не из малых, но преуспевающих в подвижнической жизни? Пророк Даниил, не выдержав лица Архангела Гавриила, тотчас пал на землю и страдал, желая скончаться от страха. И Захария, испугавшись Архангела, с этим знамением онемел, трепеща от страха, и был у него язык связан до рождения Иоанна: изъяснялся он только царапаньем на восковой дощечке. Это, мне думается, [должно считать означает, что] умолкнул Закон и жертвы Ветхой Церкви – мы немного ниже более отчетливо покажем, что здесь подразумевается. И когда женщины быстро пришли к гробу Спасения, то они увидели там облик Ангелов и, охваченные страхом, не поведали апостолам то, что им было велено, ибо их охватил страх и ужас — и они никому ничего не сказали, как рассказал божественный Евангелист. И если явления Ангелов не выдерживали великие, то как могли вынести слабые женщины их прикосновение или сожительство? Трость никак не перенесет поднесения огня. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 48.**// ===== Блаж. Августин ===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** Итак, по каноническому писанию (secundum scripturas canonicas), как еврейскому, так и христианскому, представляется несомненным, что до потопа было много гигантов и что они были гражданами земнородного общества людей; **сыны** же **Божии**, которые произошли по плоти от Сифа, уклонились в это общество, оставив правду. Не будет, впрочем, ничего удивительного, если и от них могли рождаться гиганты. Не все, конечно, были в те времена гигантами; но, во всяком случае, их было тогда гораздо больше, чем в позднейшие времена, после потопа. Творцу было угодно создать их для того, чтобы показать, что не только красота, но и величина и крепость тела не должны быть высоко ценимы мудрым, чье блаженство заключается в благах духовных и бессмертных, гораздо лучших, более постоянных и свойственных только добрым, а не в благах, общих для добрых и злых. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** В еврейском тексте говорится так: «В те дни были на земле падшие (то есть Annaphilim (הַנְּפִלִ֞ים)). И это после того, как начали сыны Божьи входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это были сильные, от начала славные люди». Вместо падших или исполинов Симмах перевёл «неистовые». А наименование падших подходит к ангелам и к отлучённым от святых. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Исполни же бяху на земли во дни оны: и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини иже от века, человецы именитии** Исполины – это великаны, с необыкновенным ростом соединявшие необыкновенные богатырские силы. Таких исполинов было немало и до смешения племен, и после того, как сыны Божии стали вступать в супружества с дщерями человеческими. Священная история представляет примеры людей с исполинскию силою и ростом и после потопа, наприм., Ог, царь Васанский [[old:vtor:03:11|(Втор 3:11)]], Енакимы [[old:chis:13:34|(Чис. 13:34)]], Голиаф [[old:1ts:17:04|(1 Цар. 17:4]]; см. также [[old:2ts:21:16|(2 Цар. 21:16-22]]; [[old:am:02:03|Ам. 2:9)]]. Существование таких людей в древнейшие вре­мена послужило основанием для баснословных сказаний о циклопах и разных других богатырях. Если бытописатель, изображая причины гнева Божия на допотопных людей, упоминает об исполинах, это, конечно, потому, что преоб­ладание их было одною из таких причин. Нет сомнения, что богатырскую силу свою они употребляли не на защищение, а на порабощение и угнетение слабых, что они не знали другого права, кроме права сильного, и, поступая со всеми самоуправно, показывали презрение к закону и за­конным властям и своим примером подрывали уважение к закону и властям в других. А где нет этого уважения, там попирается всякий общественный долг, там господствует всякого рода бесчиние. – Знаменитость приобретается не только доблестями и заслугами для человечества, но также великими неправдами и злодеяниями. Исполины оставили по себе память от века знаменитостию последнего рода. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди** //«В то время были на земле исполины…»// Предпотопное человечество именуется «исполинами», в подлинном nephilim - «нефилим». Хотя, действительно, в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов [[old:chis:13:33|(Чис. 13:33-34)]], но основное значение этого корня «разрушать, ниспровергать», а в форме ниф - «заставить падать, соблазнять, развращать». Поэтому в этих первобытных «нефилим» можно видеть людей, не только отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, но и лиц, сознательно попиравших правду и угнетавших слабых. Существовали подобные личности среди каинитов и раньше, вероятно, с эпохи Тувалкаина, изобретшего оружие, и Ламеха, воспевшего ему победный гимн; со времени же смешения сифитов с каинитянами эти «нефилимы» особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных устоев. //«это были сильные, издревле славные люди…»// Здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от «нефилим» в еврейском тексте названы «гибборим» (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность ([[old:2ts:17:10|2 Цар. 17:10]]; [[old:dan:11:03|Дан. 11:3]]), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой [[old:3ts:11:28|(3 Цар. 11:28)]]. Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) превосходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих «гибборим» издревле «славными людьми», бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем «героев древности» получили мировую известность в универсальных традициях человечества [[old:var:03:26|(Вар. 3:26-28)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]