[<10>] ====== Толкования на Быт. 7:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли** Итак, когда Бог дал ясное повеление обо всем – и о птицах, и чистых, и нечистых животных, и об их пропитании, Он говорит праведнику: **«еще бо дней седмь, и вот аз наведу дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей; и потреблю всякое востание, еже сотворих, от лица земли, от человека до скота»**. Усматривай и из этих слов безмерную благость Господа, как Он, после столь великого долготерпения и теперь еще предсказывает за семь дней, желая вразумить тогдашних людей страхом и привести в раскаяние. А для удостоверения, что Он предсказывает для того, чтобы не привести в исполнение слова Своего, подумай о ниневитянах, и смотри, какое различие между этими и теми. Эти (современники Ноя), спустя столько лет услышали, что несчастие уже при дверях, и однако ж не отстали от греха. Смотри на этих (современников Ноя), как они, спустя столько лет, услышав, что **«еще седмь дней»** – и наведется потоп, все таки не обратились, но остались нераскаянными, что и служит доказательством, что причина всех зол наше произволение. Ведь вот, эти – люди, и то -люди: природа дана им та же, но не одинаково произволение. Потому и участь их была не одинакова, но одни избежали погибели, потому что благой Бог по Своему человеколюбию принял их покаяние, а другие погибли в водах потопа. **«Еще бо**, – сказано, – **седмь дней, наведу дождь на землю»**. Потом, желая усилить страх, Бог говорит: **«четыредесять дней и четыредесять нощей»**. Для чего так? Разве Он не мог, если бы восхотел, навести весь дождь в один день? Что говорю – в один день? В одно мгновение (Он мог). Но Он делает это с намерением, желая в одно и то же время и усилить страх, и дать им возможность избегнуть наказания, хотя оно и было уже при самых дверях. **«И истреблю**, – говорит, – **всякое востание, еже сотворих, от лица земли»**, от человека до скота. Смотри, как Бог предсказывает и раз, и другой, и они, не смотря на это, не трогаются. А сделал Он все это, чтобы показать нам, что Он справедливо навел на них такое наказание, и чтобы никто из безрассудных не мог порицать (Бога) и говорить, что, если бы Он показал долготерпение, они, может быть, и раскаялись бы, может быть, воздержались бы от греха, и обратились бы к добродетели. Вот для чего Он и возвещает нам о числе лет и повелевает (Ною) строить ковчег. После же всего этого, еще и за семь дней предсказывает, чтобы заградить бесстыдные уста всем тем, которые отваживаются говорить безрассудные речи. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 24.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли** **Ибо чрез семь дней отныне, Я повелю быть дождю на земле**. Толикая поспешность вступления в ковчег возможна была не иначе как разве при непосредственном попечении Божием о собрании животных, но она нужна была для предупреждения затруднений со стороны нечестивых. **Сорок дней и сорок ночей**. Сие время дождя, содержа в себе только начало потопа, конечно, не без причины отделяется от его продолжения и означается столь правильным числом. Число //четыредесяти// во многих местах Св. Писания представляется как число искушения и очищения ([[old:ish:24:18|Исх. 24:18]]; [[old:ish:34:28|Исх. 34:28]]; [[old:chis:14:34|Чис. 14:34]]; [[old:vtor:09:18|Втор. 9:18]]; [[old:vtor:25:03|Втор. 25:3]]; [[old:3ts:19:08|3 Цар. 19:8]]; [[old:iez:04:06|Иез. 4:6]]; [[new:in:03:04|Ин. 3:4]]; [[new:mf:04:01|Мф. 4:1-2]]). Итак, не были ли и сорок дней начинающегося потопа последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые хотя уже при виде заслуженной казни, подобно как разбойник на кресте, могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию [[new:1pet:04:06|(1 Пет. 4:6)]]? //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-5 **ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему** И вот, кого не убеждало слово, те должны были убедиться видимым. **Еще бо дний седмь, Аз наведу дождь на землю четыредесять дний и четыредесять нощей: и потреблю все, еже сотворих**. В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга - обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры (дикие ослы) шли из пустынь своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, - но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби. Когда же и такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию, тогда сказал Господь Бог Ною: "Еще семь дней и истреблю всякую созданную Мною плоть". Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, - однако же люди не захотели покаяться; водворил мир между животными вредосносными и безвредными, - и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой. Удивительно как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах, и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои. Бог хотел отложить наказание нечестивых людей на сто двадцать лет, во-первых, чтобы они покаялись; сверх того, чтобы в течение этого времени жившие между ними праведники стали их судьями; наконец, чтобы праведники исполнили лета своей жизни, и не было причины сказать: "Почему Бог не избавил от истребления тех, которые не грешили?" Испытывая человеческий род в продолжение ста лет, Бог, однако, затем убавил двадцать лет, потому что те семь дней, которые медлил Он после вступления животных в ковчег, по знамениям, тогда совершившимся, были значительнее убавленных двадцати лет. Ибо если при знамениях, совершившихся в течение этих семи дней, люди не покаялись, то явно, что не покаялись бы они и за двадцать лет, протекших без знамений. Потому Убавивший двадцать лет избавил тем людей от большего числа преступлений. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== 12 Паремия, положенная на вечерне во вторник третьей седмицы Великого поста (Быт 7:1–4). В сей паремии идет речь о последнем, за семь дней до начала потопа, повелении Божием Ною вступить в ковчег. **Еще бо дний седмь, Аз наведу дождь на землю четыредесять дний и четыредесять нощей: и потреблю всякое востание, еже сотворих, от лица всея земли** Семь дней назначаются для того, чтобы Ной успел в это время принять в ковчег разнородных обитателей его и разместить их в заранее приготовленных для них отделе­ниях. Через семь дней начнется дождь, который будет непрерывно идти в продолжение сорока суток, и тогда произойдет такое наводнение, что всякое **«востание еже сотвори Господь»**, все, что ни вызвано к жизни Творческою силою, весь мир живых существ [[old:gen:07:22|(Быт. 7:22)]] погибнет. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь повелел ему** //«ибо через семь дней…» // Последняя неделя была назначена, очевидно, для окончательного размещения всех людей и животных в ковчеге. Само по себе это указание на неделю, в связи с другими, имеющимися в той же истории потопа ([[old:gen:07:10|Быт. 7:10]]; [[old:gen:08:12|Быт. 8:12]]), может говорить за глубокую древность недельного цикла и за первобытное происхождение семидневной недели и затем субботы. //«сорок дней и сорок ночей…»// Точно такой же срок был впоследствии назначен для покаянной проповеди пророка Ионы жителям Ниневии [[old:ion:03:04|(Ион. 3:4)]], столько же пробыл Моисей на горе Синае [[old:ish:24:18|(Исх. 24:18)]], пророк Илия постился в пустыне Вирсавийской по дороге к горе Хорив [[old:3ts:19:08|(3 Цар. 19:8)]], Господь Иисус Христос постился в пустыне и готовился к своему мессианскому служению (явления миру) [[new:mf:04:02|(Мф. 4:2)]], и, наконец, столько же он благоволил пребывать на земле и явиться Своим ученикам по воскресении Своем до вознесения на небо [[new:act:01:03|(Деян. 1:3)]]. Отсюда можно заключать, что число сорок представляет одно из важных, священных чисел Библии. [<10>]