[<10>] ====== Толкования на Быт. 8:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились** Смотри и здесь, какое снисхождение божественного Писания! **«И помяну**, – говорит, – **Бог»**. Будем, возлюбленные понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе. Это выражение – **«помяну»**, по отношению к неизреченному существу Божию, недостойно, но в рассуждении нашей немощи употреблено прилично. **«Помяну**, – говорит, – **Бог Ноя»**. Выше Писание рассказало нам, как мы уже изъяснили вашей любви, что в продолжение сорока дней и стольких же ночей шел дождь, а в течение ста пятидесяти дней вода, поднявшаяся на пятнадцать локтей выше гор, стояла на одной и той же высоте, и что в то время, как это происходило, праведник находился в ковчеге, не будучи в состоянии даже дышать (свежим) воздухом, потому что с ним были и все бессловесные животные. Поэтому оно теперь говорит: **«и помяну Бог Ноя»**. Что значит – **«помяну»**? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге; сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия. В самом деле, подумай, какими мыслями он волновался после сорока дней и сорока ночей, в которые вода сильно увеличивалась, когда видел, что она в продолжение ста пятидесяти дней стоит на одной и той же высоте и нисколько не спадает; и что еще тягостнее – он не мог даже, будучи заключен в ковчеге, своими глазами посмотреть на то, что сделалось, и от этой невозможности самому видеть постигшие его бедствия, терпел еще большую скорбь, и с каждым днем опасался больших несчастий. Что до меня, я удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиною всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно, и, питаемый надеждою, не чувствовал никакой неприятности. Итак, поелику Ной сделал с своей стороны все – явил великую веру и показал крепкое мужество и терпение, то смотри, как велика к нему любовь всеблагого Бога. **«И помяну Бог Ноя»**. Не без причины божественное Писание сказало: **«и помяну»**; но так как оно выше показало нам свидетельство о праведнике самого Бога, сказавшего: //«вниди... в ковчег, яко тя видех праведна в роде сем»// [[old:gen:07:01|(Быт.7:1)]], поэтому теперь говорит: **«и помяну Бог Ноя»**, то есть, вспомнил о свидетельстве, которое Сам сделал об нем, и не оставил надолго праведника без внимания, но помедлив дотоле, пока тот мог вынести, наконец дарует ему Свою благодать. Так, зная немощь нашей природы, Господь, если когда попустит нам впасть в какое-либо искушение, то дает ему продолжаться только дотоле, пока мы, как Он знает, можем вынести, чтобы после того и нам даровать соответственную награду за терпение, и явить собственное человеколюбие, как об этом и Павел говорит: //«верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести»// [[new:1kor:10:13|(1Кор.10:13)]]. Так как и этот праведник показал твердость и терпение, по вере в Бога вынесши пребывание в ковчеге, то **«и помяну**, – сказано, – **Бог Ноя»**. Потом, чтобы ты познал бездну любви Его, божественное Писание присовокупило: **«и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыеся, елика беху с ним в ковчезе»**. Смотри, как Он все делает в честь человеку! Когда люди гибли от потопа, Он вместе с ними погубил и все бессловесные животные: так и теперь, желая показать Свою любовь к праведнику, в честь его, простирает Свою благость и на бессловесных животных, и на зверей, и на птиц, и на гадов. **«И помяну**, – говорит, – **Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты и гады, и елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода»**. Вспомнивши, говорит, о Ное и о бывших с ним в ковчеге, Бог повелел остановиться стремлению воды, чтобы Ему постепенно проявлять Свое человеколюбие, и праведнику дать наконец облегчение, успокоить его, избавив от волнения помыслов и позволив ему и наслаждаться светом, и дышать воздухом. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 26.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыяся, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода** **И навел Бог духа на землю, и воды остановились**. Не думаю, что именем духа здесь назван ветер. Кроме того, ветер не способен высушить потоп: ведь в противном случае море, ежедневно волнуемое ветрами, высохло бы. Разве его не осушила бы сила ветра, коль скоро она остановила потоп, покрывший всю землю вплоть до Геркулесовых столпов, и высушила море, чьи волны бурлили над вершинами самых высоких гор? Так что нет сомнения, что потоп был остановлен не колебанием воздуха, но действием Неба - невидимой силой Духа Божиего. //**О Ное.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились** Изображению потопа, возрастающего и истребляющего, противополагается описание потопа прекращающегося, так что в первом открывается действие правосудия, а во втором — милосердия. **Вспомнил Бог о Ное**. Человеку приписываем //воспоминание//, когда из многих отсутствующих вещей некоторые становятся присущи его воображению; в отношении к Богу воспоминанием называться может то, когда некоторые из присущих Его всеведению вещей являются под ближайшим и непосредственным Его действием. Есть таковое //воспоминание суда//, как, например, воспоминание о Вавилоне [[new:otkr:18:05|(Откр. 18:5)]], и есть //воспоминание Благодати//, как в настоящем случае. Итак, благодать Божия к Ною и благость к тварям, которые как бы особенно сделались любезны Богу под Его попечением, есть первоначальная и существенная причина того, что разрушительные действия потопа должны были вскоре прекратиться. **И навел Бог ветер**. По еврейскому тексту: //дух//; но это не есть Дух Божий, как то полагали св. Амвросий (L. de Noe et area, с. 16) и Феодорит (In Cat), а //сильный ветр// [[old:ish:14:21|(Исх. 14:21)]]. И вот посредствующая или естественная причина прекращения потопа. **И воды остановились**. Первое действие ветра было то, что вода перестала возрастать и возвышаться. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== Ст. 1-3 **И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней** Вместо «обнажились источники» все перевели «закрылись» и «закупорились». И вместо того, что следует далее: «Замедлила вода на земле» и прочего написано: //«И вернулись воды с земли вниз, утекая и возвращаясь»// [[old:ekl:01:07|(Еккл. 1:7)]]. Отметь, что согласно Екклесиасту все воды и потоки возвращаются в утробу бездны по скрытым подземным каналам. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== 14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт. 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении. **И помяну Бог Ноя и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающияся, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода** **«И помяну Бог Ноя и вся звери..»**. Бог, как Существо Неизменяемое и Всеведущее, никого и ничего не может забывать. Но человек, постигнутый горем и лишениями, может иногда тревожиться опасениями, не забыл ли его Бог, помнит ли о нем, не перестал ли заботиться о нем. Подобные опасения могли иногда смущать и благочести­вого Ноя. Живя безвыходно и долго в ковчеге и не видя конца бедствию потопа, все более усиливающегося, Ной мог по временам предаваться грустным мыслям о своем положении и о положении заключенных с ним в ковчеге существ, хотя эти грустные мысли не переходили в ропот на Бога и не изменяли господствующего в нем настроения души, преданной Богу, верующей и уповающей на Него. Под влиянием их Ной, естественно, желал скорейшего прекращения своего как бы темничного заключения, и мог говорить перед Богом: //«доколе, Господи, будет длиться гнев Твой на землю, опустошаемую потопом? Будет ли конец нашей тесноте? Не забыл ли Ты нас, Господи? "По­мяни нас ради благости Твоея»// [[old:ps:024:07|(Пс. 24:7)]], прекрати бедствие потопа и ускори извести нас из этой тесноты на простор»... Теперь понятно, что значит **«помяну Бог Ноя»**. Это человеко­образное о Боге выражение применено к чувствованиям Ноя пред Богом, которые Ной выражал перед Ним, как бы перед человеком. «Не забудь нас, Господи, вспомни про нас», – говорил Ной, и Бог внял его мольбе, **"помянул"** его и всех живущих с ним, т. е. признал благовременным остановить возрастание потопа и приблизить срок осво­бождения из ковчега заключенных в нем. – **«И наведе Бог дух** (т. е. ветер) **на землю, и преста вода»**, т. е. перестала подниматься. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились** __//Уменьшение вод потопа.//__ //«И вспомнил Бог о Ное…»// «Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе», - говорит относительно них святой Иоанн Златоуст: «что значит помянул? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге, сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия». Самое же «воспоминание» Богом Своих рабов, на языке Священного Писания, означает исполнение обетований и раздаяние им наград ([[old:gen:19:29|Быт. 19:29]]; [[old:ish:02:24|Исх. 2:24]]; [[old:ish:32:13|Исх. 32:13]]; [[old:ps:131:01|Пс. 131:1]]). //«и навел Бог ветер на землю…»// Сильный ветер, разгонявший дождевые тучи, был в руках божественного всемогущества посредствующей или естественной причиной прекращения потопа. В данном случае, как и в других ему подобных ([[old:ish:10:13|Исх. 10:13-19]]; [[old:ish:14:21|Исх. 14:21]]), Бог употребляет естественные явления и законы, Им установленные в качестве орудий Своей воли. **//Толковая Библия.//** [<10>]