[<10>] ====== Толкования на Быт. 8:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике** Усматривай тщательно, возлюбленный, и из этих слов, как Создатель всяческих в самую природу нашу вложил точное понятие о добродетели. Откуда, в самом деле, скажи мне, пришло это (на ум) праведнику? Ни в ком другом он не видел примера для себя. Но как в начале сын первого человека, т. е. Авель, по собственному внутреннему побуждению принес жертву (Богу) с великою разборчивостью, так и теперь этот праведник возносит, посредством жертв, благодарность к Господу по собственному произволению и здравому рассуждению, как только мог и как судил по-человечески. И посмотри, с какою великою мудростию он все делает. Ему не понадобилось ни великолепное здание, ни храм, ни какой-нибудь чудный дом, ни другое что: он знал, хорошо знал, что Господь ищет только (доброго) расположения; и вот, устроив наскоро жертвенник и взяв некоторых из чистых животных и из чистых птиц, он принес жертву всесожжения, и этим, сколько мог, выразил искреннюю свою признательность; а человеколюбивый Бог, приняв эту благодарность, увенчал его усердие и вновь явил ему Свое благоволение. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 27.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике** См. Толкование на [[old:gen:08:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 8:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике** Вышедши из ковчега, прежде всего Ной приступает к жертвоприношению. К сему долженствовали побудить его не только благодарность за избавление в опасности, но также благоговейный страх открывшегося суда Божия и сознание своей пред Богом повинности; ибо сей праведник, без сомнения, не почитал себя самоправедником [[old:ps:129:03|(Пс. 129:3)]]. **И создал Ной жертвенник**. Имя жертвенника встречается здесь в первый раз в Св. Писании; но самая вещь долженствовала быть не новая в сие время, ибо нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков и установленных Самим Богом. **И взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых**. Жертва всеродная, потому что избавление всеродное. **И принес всесожжения**. Еврейское עלה y вообще значит //восхождение// или //возношение//, а в законе обрядов — как особливого рода жертву всесожигаемую [[old:lev:01:09|(Лев. 1:9)]], так и во всяком роде жертвы сожигаемую часть ([[old:lev:03:05|Лев. 3:5]]; [[old:lev:05:07|Лев. 5:7]]). И потому всесожжение есть жертва существенная и всеобщая. Из сего открывается истинное свойство жертвы Ноевой, равно как и то, сколь мало можно затрудняться сравнением ее с различными жертвами, предписанными в законе обрядов. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 20-21 **И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. И обоня Господь воню благоухания. И рече Господь Бог размыслив: не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая, зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его: не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих** Когда Ной со всеми бывшими с ним вышел из ковчега, тогда **взя от всех скотов чистых... и вознесе во всесожжение на жертвенник**. В тот день, когда вышел Ной из ковчега, все чистые птицы и звери повиновались Ною, он принес всякую чистую плоть в жертву, угодную Богу, и эта жертва положила конец потопу. **И обоня Господь** не запах от мяс животных или воскурения дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву. И сказал Господь Бог Ною то, что и желательно было ему услышать: за праведность твою сохранен остаток тварей и не погиб в волнах потопа, и ради жертвы твоей, принесенной от всякой плоти и за всякую плоть, не наведу более потопа на землю. Бог как бы наперед связывает Себя обещанием, чтобы снова не навести на людей потопа, если они опять будут ходить вслед лукавого помышления, всякий день устремляемого на зло. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике** Чистые и нечистые животные вместе пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношения не одинаково было угодно Господу. Ибо после потопа Ной принес Богу жертву от чистых, а не от нечистых. //**Послания.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом. **И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник** См. Толкование на [[old:gen:08:18#ep_vissarion_nechaev|Быт. 8:18]] ===== Лопухин А.П. ===== **И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике** //Построение жертвенника и жертвоприношение Ноя// //«И устроил Ной жертвенник Господу…»// Это, строго говоря, первое библейское упоминание о священном алтаре или жертвеннике; еврейское наименование его - мизбеах - указывает на него, как на место заклания жертвенных животных. //«и взял из всякого скота чистого… и принес во всесожжение…»// Из числа тех чистых животных, которые находились в ковчеге в нарочито увеличенном количестве [[old:gen:07:02|(Быт. 7:2)]], Ной по выходе из ковчега и принес Господу жертву. Эти жертвы названы здесь жертвой всесожжения; при ней жертвенное животное сжигалось все без остатка [[old:lev:01:start|(Лев 1 гл.)]], что и служило символом полного совершенного сознания греховной немощи и глубокого сердечного покаяния. Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой - изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле. [<10>]