[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:3 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все** Естество бессловесных, как недалеко отстоящее от этой естественной жизни, Узаконивший о всем отдал также в употребление человеку, чтобы оно вместо зелий служило вкушающим. Ибо говорит: **Едите всякое мясо, яко зелие травное**. Так невелико кажется преимущество у чувствительной деятельности перед питательной и растительной без чувствительной! //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все** См. Толкование на [[old:gen:09:01#svt_ioann_zlatoust|Быт. 9:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все** **Все, что движется и живет, вам да будет в пищу**. Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что земных плодов со временем недостало бы для множества человеков; что плодотворная сила земли оскудела и что слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для своего сохранения. Феодорит говорит, что Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и снедать. Иероним (Cont. Jou. L. I) думает, что Бог оказал в сем случае снисхождение жестокосердию. Впрочем, хотя Бог дает в пищу человеку **все, что движется**, но можно думать, что разделение животных чистых и нечистых в отношении к пище еще прежде закона возникло из познания их природы и утвердилось обычаем. Ибо таковое разделение видно издревле и у языческих народов (Hieron. abver. L. Π). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== **все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все** См. Толкование на [[old:gen:09:01#mch_iustin_filosof|Быт. 9:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа. **И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко **[как и]** зелие травное дах вам все** Первым людям, по сотворении их, Господь благосло­вил питаться только растениями; животные же доставляли им в пищу молоко и закалаемы были не для пищи, а для жертвоприношения и одежды человеку. Теперь Господь разрешает людям питаться вместе с зелием мясом живот­ных. Это потому, что растения со времени проклятия земли за грех человека потеряли часть своего совершенства и стали не столь питательны и полезны для человека; да и телесные силы человека, ослабленные грехом, требовали сильнейших вспоможений для их сохранения и укрепле­ния. – Бог дал в пищу человеку все, что движется на земле и в водах; здесь разумеются все те животные, которых мясо съедобно и полезно человеку, а не безусловно все, ибо многие из них совсем не пригодны для питания, а другие – ядовитые – вредны. Из годных в пищу разумеются здесь преимущественно чистые. Разделение животных на чистые и нечистые известно было, как мы видели (в XII паремии), еще до потопа, и впоследствии законом Моисеевым запре­щено животных нечистых и в жертву приносить, и в пищу употреблять. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все** //«все движущееся, что живет, будет вам в пищу…»// Это будет уже второй по числу закон о пище [[old:gen:02:16|(Быт. 2:16)]], разрешающий теперь наряду с прежними родами ее - зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно - мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать». [<10>]