[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:14 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке** См. Толкование на [[old:gen:09:13#svt_filaret_drozdov |Быт. 9:13]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета. Ст. 14-17 **И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли. И рече Бог Ноеви: сие знамение завета, егоже положих между Мною и между всякою плотию, яже есть на земли** **«И помяну завет Мой. И узрю ю** [радугу], **еже помянути завет»**. Бог, как существо неизменямое и всеведущее, ниче­го не может забывать, следственно и вспоминать Ему не­свойственно. Если же сам Бог говорит о себе: **помяну завет**, то это человекообразное выражение должно понимать в том смысле, что Бог каждый раз, как явится радуга, будет взирать на нее, как на знамение Своего непреложного обе­тования не опустошать земли всеобщим потопом, и потому люди, имея пред глазами то же знамение, должны почитать себя безопасными для всеобщего потопа. Таким образом радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения челове­ческого. Истинный Бог, по слову ап. Павла, //«попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносныя»// [[new:act:14:16|(Деян. 14:16-17)]]. Люди не уразумели этого свидетельства и, за исключением избранного племени, позабыли истинного Бога, своего бла­годетеля, и впали в идолопоклонство и нечестие. Большая часть человеческого рода находилась в этом состоянии до явления в мир Искупителя и походила на блудного сына Евангельской притчи, своевольно удалившегося из дома отеческого и на чужой стране расточившего доставшееся ему имущество и пришедшего в крайнюю нищету. Но как сын блудный самою этою нищетою приведен был к раская­нию, и раскаянием возвращен к отцу своему, так и язычни­ки, забывшие истинного Бога, сознали наконец свою ду­ховную нищету и сим сознанием приведены были к вере во Христа Искупителя. – В этом и состояла, главным образом, цель долготерпения Божия, возвещаемого раду­гой. Но и в новозаветные времена радуга, продолжая сви­детельствовать о долготерпении Господа к людям, забыва­ющим Его даже в недрах христианства, побуждает их к покаянию. Всемирный потоп, по непреложному Божию обетованию, не повторится, как бы тяжко люди не грешили: но это не значит, что люди безнаказанно могут грешить. Чем больше долготерпит им Господь, тем хуже для прене­брегающих долготерпением Божиим: //«они сами себе соби­рают гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, Который воздаст некогда каждому по делам его»// [[new:rim:02:05|(Рим. 2:5-6)]] и нераскаянных грешников накажет не водою, а огнем. Таким образом, радуга, возвещая о долготерпении Божием, вместе с тем проповедует о покаянии. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке** //«И будет, когда Я наведу облако на землю…»// Глагол «наводить» в священно-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы ([[old:gen:06:17|Быт. 6:17]] и мн. др.). Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посылать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары. [<10>]