[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем** См. Толкование на [[old:gen:09:20#svt_ioann_zlatoust|Быт. 9:20]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем** См. Толкование на [[old:gen:09:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 9:18]] ===== Свт. Леандр Севильский ===== **и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем** См. Толкование на [[old:gen:09:18#svt_leandr_sevilskij|Быт. 9:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем** **Опьянел**. Отцы церкви: Златоуст (Hom. XXIX. in Genes), Феодорит (Quaese. LVI. in Genes), Амвросий (De. Noe et Arca, c. 29), Василий (De jejun. horn. I) извиняют Патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира [[new:mf:24:38|(Мф. 24:38)]]. **Обнажен**. Последование повествования показывает, что сие было во сне. ...Ной упившийся, обнаженный, подверженный поруганию [[old:gen:09:22|(Быт. 9:22)]], покрываемый [[old:gen:09:23|(Быт. 9:23)]], проклинающий [[old:gen:09:25|(Быт. 9:25)]], благословляющий [[old:gen:09:26|(Быт. 9:26-27)]] не без приличия почитается прообразованием Иисуса Христа, испившего всю чашу ярости Божьей, или паче собственной любви к человеку; обнаженного на кресте, подверженного как в себе самом, так и в своих членах поруганию плотских человеков, но за то их оставляющего под проклятием и в рабстве греха; с благоговением объемлемого под покровом веры истинными чадами Божьими из иудеев и язычников и их благословляющего, распространяющего, посвящающего, воцаряющего. Только сей образ не указан ясно словом Божиим, а обретен созерцанием отцов Церкви, каковы Иероним (Contra Lucifer), Августин (de civ. Dei. L. XVI, c. 2), Киприан (Epise. LXI). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем** См. Толкование на [[old:gen:09:18#sschmch_kiprian_karfagenskij|Быт. 9:18]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-22 **и испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем. И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима** После этого Моисей пишет, как Ной насадил виноград **и испи от вина, и упися,** уснул **и обнажися в дому своем**, как Хам увидел **наготу отца своего, и среди стогна поведа обема братома своима**. Опьянение Ноя произошло не от того, что много испил, но потому, что долгое время не пил вина. В ковчеге не пил он вина, потому что в день гибели всякой плоти не мог и подумать, чтобы внести с собой вино в ковчег. Итак, Ной не вкушал вина в продолжение года, пока был потоп; не насаждал он винограда и в тот год, как вышел из ковчега, потому что вышел в двадцать седьмой день месяца Иора, в такое время, когда не могло быть даже незрелых гроздов, и нельзя было насаждать виноград. Поэтому не ранее как в третий год Ной насадил виноград семенами из сухих ягод, взятых им в ковчег, а ранее третьего или четвертого года потом не мог получить от них гроздов. Поэтому праведник не вкушал вина в течение шести лет. О таком продолжительном воздержании и о том, что оно было причиной опьянения, свидетельствует и сказанное, что Хам вышел и возвестил братьям среди стогна. Как могли быть стогна, если не был выстроен у них город? А если был уже у них город, то, без сомнения, строен много лет. Так, построение города и стогна в городе свидетельствует о том, что старец в течение многих лет, как сказано нами, не вкушал вина, и это было причиной его опьянения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем** См. Толкование на [[old:gen:09:18#blzh_feodorit_kirskij|Быт. 9:18]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства. **И испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем** [в шатре своем] Ной, доселе не испытавший силы **вина**, не знал, какое действие оно может произвести на него, и потому выпил его больше, чем сколько следовало для укрепления сил и для невинного удовольствия. Вопреки ожиданию, **вино** произвело на Ноя опьяняющее и усыпляющее действия. Во время сна, беспокоимый ощущением внутреннего жара, обыкновенным в состоянии опьянения, Ной непроизволь­но сбросил с себя одежду, в которой лег, и представил неблагообразное зрелище наготы. Это обстоятельство по­служило случаем к обнаружению нравственных свойств в сыновьях его. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем** См. Толкование на [[old:gen:09:20#lopuxin_ap|Быт. 9:20]] [<10>]