[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему** Это, может быть, скажет кто, не значит благословить Сима. Напротив, здесь Ной преподал ему самое высокое благословение. В самом деле, когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он, обыкновенно, подает обильнейшее благословение Свое тем, ради которых Сам благословляется. Поэтому Ной, благословивши Бога, как бы обязал Его к большему благословению и приобрел Симу большее воздаяние, нежели когда бы он сам от себя благословил его. **«Благословен Господь Бог Симов, и будет Ханаан отрок ему»**. Видишь, как он (Ной) налагает (на Хама) отеческое наказание, которое скорее есть вразумление, нежели наказание? Он был ведь отец, и отец чадолюбивый; и хотел не столько наложить достойное наказание, сколько пресечь дальнейшее распространение зла. Для того, говорит, я осуждаю тебя на рабство, чтобы ты имел постоянное и неизгладимое напоминание (о своем грехе). **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 29.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему** См. Толкование на [[old:gen:09:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 9:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему** **Благословен Бог Симов**. Благословение сие весьма важно, потому что вместо Сима благословляется Бог, так, как бы Ной изъявлял не свое благожелание Симу, но свое благодарение Богу ([[old:gen:14:19|Быт. 14:19]], [[old:gen:14:20|20]]), и что даже Бог — мысль, по–видимому, дерзновенная — усвояется Симу. Чем неожиданнее в сем месте таковые выражения, тем менее позволительно ослаблять их знаменательность. **Благословен Бог**. Не Сим приемлет благословение, но его благословение восписуется Богу. Итак, сие не есть благословение природы или заслуг, но Благодати. **Благословен Бог Симов**. Из трех племен Ноя благословится Бог в племени Сима, то есть оно‑то сохранит истинное Богопознание и Богослужение. **Бог Симов**. Бог не только будет ведом и почитаем в племени Сима, но и будет принадлежать ему чрез //воплощение// от него. **Ханаан же будет рабом ему**. Сие исполнилось на хананеях, которые израильтянами, потомками Сима, частью истребляемы, частью покоряемы были от времен Иисуса Навина до Соломона. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства. **И рече** [Ной] **благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок раб ему** **«Благословен Бог Симов»**. Ной, провидя благодеяния Божии потомству Симову, которое одно, в лице евреев, будет избрано Богом из среды всего человеческого рода для сохранения истинного богопочтения, из которого про­изойдет по плоти Спаситель всех человеков, Господь Иисус Христос, – Ной исполняется благоговейной благодарнос­ти Богу за сии милости и, благословляя Его, именует Его **Богом Симовым** в том смысле, что Он только в среде **Симова** племени будет чтим, как единый истинный Бог и будет особенно близок к чтителям Своим. – **«И будет Ханаан отрок раб ему»**: пророческое указание на невольни­ческие или вассальные отношения к израильтянам, потом­кам **Сима**, той части хананейского племени, которая не истреблена, а только порабощена израильтянами в Палес­тине [[old:nav:09:03|(Нав. 3:3-23]]; [[old:sud:01:30|Суд. 1:30]]; [[old:sud:01:33|33]]; [[old:sud:01:35|35]]; [[old:2par:08:07|2 Пар. 8:7-8)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему** //Благословляет Сима// «**благословен Господь Бог Симов**…» Пророчество, данное Симу, составляет полную противоположность предыдущему: то начиналось с проклятия, это начинается с благословения; то предрекало рабство, это возвещает господство. Самая формула - «благословен Господь Бог», когда она прилагается к Богу, означает вознесение хвалы и благодарности Богу [[new:ef:01:03|(Еф. 1:3)]]; но всего замечательнее в ней то, что здесь Бог откровения - Всевышний - впервые называется собственно Богом Сима. Это означает, что потомство Сима будет стоять в особых, исключительно близких отношениях к Творцу, в качестве родоначальников богоизбранного еврейского народа, и что из него произойдут патриархи и пророки - служители Бога на земле и, наконец, из него потом произойдет и сам Христос Спаситель. «**Ханаан же будет рабом его**…» Разумеются ближайшим образом те подчиненно вассальные отношения, в которых находились хананеи у евреев в эпоху Иисуса Навина и во времена еврейских царей. [<10>]