[<10>] ====== Толкования на Быт. 10:2 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас** **Сыны**. Сим словом, по свойству еврейского языка, не всегда означаются собственно сыновья, но и неопределенно потомки одного родоначальника [[old:gen:10:20|(Быт. 10:20-21)]]. Писатель выражается точнее и обстоятельнее, когда говорит собственно о сыне [[old:gen:10:08|(Быт. 10:8]], [[old:gen:10:15|15)]]. **Гомер**. Народ сего имени Иезекииль полагает к северу от Иудеи либо Халдеи [[old:iez:38:06|(Иез. 38:6)]]. Потомков Гомера Флавий находит в Гомарянах, древних жителях Галатии, Бохарт – во Фригийцах, Михаэлис – в Кимврах или Цельтах (Bochare. Phal. et Can. Michael, spicil. Geogr. ext. Hebr. ejusd. suppl. ad Lex. Hebr). **Магог**. И сего должно искать на севере, по указанию Иезекииля [[old:iez:38:02|(Иез. 38:2]]; [[old:iez:39:01|Иез. 39:1-2)]]. Иосиф, Феодорит, Иероним производят от него Скифов, под именем коих древние греки заключали всех народов северных (Serab. L. XI). Бохарт находит имя Гога или Магога в имени Кавказа, который Колхидяне и Армяне называли Гогхасан, Гогова крепость. **Мадай**. В книгах Даниила [[old:dan:05:28|(Дан. 5:28)]] и Есфири [[old:esf:01:03|(Есф. 1:3)]] сие имя беспрекословно значит Мидян. Их от Мадая производит и Флавий; и все согласны в том. **Иаван**. Сие имя сокращенно может быть произнесено Ион, а от сего производят имя Ионян, которым некогда называлась большая часть племен греческих, преимущественно же малоазиатские. Гомер жителей Делоса называет Иаонами (Himn. Apol.) Царь Иаван у Даниила [[old:dan:08:21|(Дан. 8:21)]] значит Александра Великого. **Тувал**. По произношению семидесяти толковников: Фовел. От сего, вероятно, произошли Тибаряне. Флавий говорит, что это Иверы, прежде называвшиеся Фовелами. **Мешех**, или Мосох. От сего Мосхи, по Флавию, Каппадокийцы. **Фовел** и **Мосох** у Иезекииля неоднократно соединяются [[old:iez:27:13|(Иез. 27:13]]; [[old:iez:38:02|Иез. 38:2]]; [[old:iez:39:01|Иез. 39:1)]]. С сим согласно Страбон в земле Мосхов полагает и Иверов (L. XI). **Фирас**. Все согласны, что сей есть отец Фракиян. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас** См. Толкование на [[old:gen:10:01#blazh_avgustin|Быт. 10:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас** У Иафета, сына Ноя, родились 7 сыновей, которые владели землёй в Азии: от Амана и Тавра – Сирийских высот и Килийских гор – до реки Танаиса (ныне Дон. – Прим. перев.); а в Европе – до Гадира (ныне Cadiz в Испании. – Прим. перев.), оставляя после себя названия местностям и народам. Многие из этих названий впоследствии изменились, а некоторые остаются, как были. Гомер – это галаты, Магог – скифы, Мадай – мидяне, Иаван – ионийцы, они же греки, откуда и море Ионийское, Фувал – иберийцы, они же испанцы, от которых кельтиберы, хотя некоторые предполагают, что это – италийцы; Мосох – каппадокийцы, отчего и главный город у них до сего дня называется Мазака (Кесария Каппадокийская. – Прим. перев.)(далее Семьдесят толковников считают, что каппадокийцы – это Кафторим); Фирас – фракийцы, название которых не слишком изменилось. Мне известно, что кое-кто, на основании настоящего места Писания, а также места из пророка Иезекииля, связал Гога и Магога с историей готов, недавно промчавшихся по нашей стране. Верно ли это, показывает исход самого сражения (о котором говорится в [[old:iez:38:start|Иез. 38–39]]. – Прим. перев.). Во всяком случае, все прежние просвещённые мужи имели обыкновение называть их скорее гетами, чем Гогом и Магогом. Итак, вот семь народов, которые населяли север и, как было упомянуто, имели своим родоначальником Иафета. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас** //Потомки Иафета.// //«Сыны Иафета…»// Так как Иафет, судя по предыдущему контексту, был не старшим, а наоборот – младшим сыном Ноя, то бытописатель, начиная свою таблицу народов с его потомства, имел, очевидно, не хронологическую, а какую-то другую цель; по всей вероятности ту самую, на какую указывало и предыдущее пророчество Ноя о блестящей судьбе Иафетова потомства, которому предрекало и количественное преимущество, и качественное преобладание над всеми потомками детей других родоначальников послепотопного человечества. //«Гомер…»// С народностью этого имени мы еще раз встречаемся в Библии у пророка Иезекииля, который описывает ее как соседнюю с Тубалом и Мосохом [[old:iez:38:06|(Иез. 38:6)]] и целым рядом других народностей, населявших северную Сирию и Малую Азию. «Имя гимераи (народа) найдено в гвоздеобразных надписях Асурбанипала» (Властов). Большинство авторитетных экзегетов отождествляет их с классическими киммерийцами (Одиссея 4:11; 11:13-19), населявшими берега Каспийского и Аральского морей и оттуда впоследствии расселившихся на запад, в пределы северной Германии (кимвры и тевтоны) и островов Британии. Некоторые сближают с именем киммерийцев - Гомер название «Крым». //«Магог…»// У того же пророка Иезекииля представители этого племени выступают в качестве опытных и искусных стрелков [[old:iez:38:02|(Иез. 38:2]]; [[old:iez:39:06|Иез. 39:6)]], а само оно точно также помещается по соседству с вышеуказанным, несколько еще севернее. Ввиду этого, большинство склонно видеть здесь указание на скифов, обитавших по берегам Азовского моря и в пределах Кавказа, некоторые же считают Магога армянами. В Апокалипсисе идеи Гога и Магога служат олицетворением двух богоборных сил, имеющих перед пришествием антихриста заключить взаимный союз для борьбы со Христом и Его Церковью [[new:otkr:20:07|(Откр. 20:7-10)]]. Бохарт имя Гога или Магога видит в имени Кавказа, который колхидяне и армяне называли Гог-Хазан, Гогова крепость. Магог, по всей вероятности, суть туранцы (у калмыков встречаются подобные названия урочищ – Властов). На судьбе этих скифов исполнилось и пророчество Иезекииля о погибели их в долине «полчища Гога» [[old:iez:39:11|(Иез. 39:11)]] когда они потерпели страшное поражение в области Палестины от войска Псамметиха и развившихся у них повальных болезней, как свидетельствует об этом Геродот (1 кн., 105-106). //«Мадай...»// Этим именем, по согласному свидетельству священных книг Персии и Индии, подкрепленному ассирийскими надписями, назывались первобытные арийцы, жившие в западной Азии, именно в Мидии, откуда большая часть их со временем выселилась на восток и получила название индусов, а меньшая осталась на месте и удержала название мидян. О родстве мидян с персами и вообще арийцами говорит и прор. Даниил [[old:dan:05:28|(5:28)]]. //«Иаван...»// Не менее, если еще не более определенно и это имя, которое в хеттейских надписях встречается в форме Yevanna, в монументах эпохи Дария Гистаспа – Iavana, в санскритском языке – Iavana, в древнеперсидском – Iuna. Оно указывает на греков, прежде всего, на ионян, а оттуда и на всех остальных. Намеки на подобное обозначение греков имеются и в других местах Священного Писания ([[old:is:66:19|Ис. 66:19]]; [[old:iez:27:13|Иез. 27:13]]). //«Елиса...»// Это имя в большинстве переводов помещено в числе не сыновей, а внуков Иафета, где оно повторяется и в нашем переводе. А так как оно, как это мы увидим впоследствии, означает тоже греков, то этим вероятно, и объясняется его упоминание здесь, наряду с Иаваном. //«Фувал, Meшех:»// Как в книге Бытия, так и в других местах Священного Писания эти два народа обычно соединяются и вместе изображаются данниками Гога [[old:iez:38:02|(Иез. 38:2]]; [[old:iez:39:01|Иез. 39:1)]]. Однажды, впрочем, они соединяются с Иаваном [[old:iez:27:13|(Иез. 27:13)]], и еще в двух местах местожительство их определяется на севере Палестины. В анналах ассирийских царей нередко упоминаются Muski и Tabal в качестве двух соседних народностей, населяющих Киликию, а Геродот говорит о тибареках или иберианах (иберийцы) и мосхах, живших по соседству с Колхидой. Ученые полагают, что первоначально обе данные народности обитали в верховьях Тигра и Евфрата, между Мидией и Скифией, т. е. в Колхиде и Иберии, расположенных на юге современного Кавказа (Фувал – предположительно иберы или грузины). //«и Фирас...»// Большинство экзегетов полагает, что это имя представляет древнейшую, сокращенную (может быть и испорченную впоследствии переписчиками) форму имени «фракиян», ветви пелазгического населения, группировавшихся около будущего г. Тира Малоазийского. Предполагают, что в отдаленную доисторическую эпоху это племя проникало в Европу, населило Эладу и отчасти Италию. В древнеегипетских памятниках Turasch обычно соединяется с Masnuash, наподобие библейского сочетания «Фовел и Мешех». По мнению Кнобеля и Ленормана, библейский Фирас это - то же, что классические «тиренцы» - древнейшее пелазгическое народонаселение сначала древней Лидии и Финикии, отсюда Греции и наконец Италии. [<10>]