[<10>] ====== Толкования на Быт. 10:3 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма** **Аскеназ**. Следы сего имени находят в Вифинии и меньшей Фригии в наименованиях озера, залива, островов //Асканских//, также города и области //Аскании//. Бохарт думает, что и //Понт Аскенос// у Греков значит //Понт Аскеназов//, ибо знаменование //негостеприимного// противоречит свойству Понтийских народов. В пророчестве Иеремии [[old:ier:51:27|(Иер. 51:27)]] призываются на Вавилон //Арарат, Минни и Аскеназ//; Бохарт, применяя сие к настоящему изысканию, доказывает из Ксенофонта (Сугор. L. VII), что Кир, покорив Фригию, вывел из нее сильное войско. **Рифат**. По книге Паралипоменон, впрочем, не во всех ее списках [[old:1par:01:06|(1 Пар. 1:6)]]. //Рифат//. Флавий и за ним Бохарт дают ему //Пафлагонию//, коея жители некогда назывались //Рифатами// (Pomp. Mel. L. I). Другие от сего производят имя //гор Рифейских//, которые Мела (L. I) полагает на восточной стороне Дона, и народа //Аримфеев, кроткого// по имени ריף и по описанию Геродота (//Сих никто из человеков не оскорбляет, ибо они почитаются святыми, и никто бранного орудия не имеет. Они разрешают споры окрестных обитателей. Прибегающий к ним никем оскорбляем не бывает. Геродот называет сей народ Аргиппеями; но Плиний из Геродота же, Аримфеями, Hist. nat. L. VI, с. 13.//) **Фогарма**. Дом //Фогарма// у Иезекииля представляется изобилующим //конями и всадниками// [[old:iez:27:14|(Иез. 27:14)]]. По сему признаку Бохарт находит оный в Каппадокии. Но сей признак, по свидетельству Ксенофонта (Exped. Cyr. L. IV.) и Страбона (Georg. L. XI), приличествует также Армении. У армян есть согласные с сею последнею догадкою предания о их происхождении. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма** См. Толкование на [[old:gen:10:01#blazh_avgustin|Быт. 10:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма** Потомков Аскеназа греки называют регийцами, Рифата – пафлагонцами, Фогармы – фригийцами. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма** //«Сыны Гомера: Аскеназ:» // Основываясь на том, что современные евреи называют Германию «Аскеназ», большинство иудейских толковников видят здесь именно указание на немцев. Но ввиду того, что библейская таблица имеет в виду почти исключительно азиатскую территорию, служившую общей колыбелью человечества, мы должны в это мнение внести серьезную поправку. Определению этой национальности всего больше помогает пророк Иеремия [[old:ier:51:27|(Иер. 51:27)]], который, перечисляя народности, входившие в состав войска Кира, шедшего на завоевание Вавилона, рядом с народами Арарат и Менни называет и Аскеназ, чем дает понять, что эта народность точно так же жила в пределах Армении или Малой Азии. Не лишена остроумия и та догадка, что по имени этой народности получило свое название и Черное море, или у древних Понт Евксинский (ποντον ευξεινος или αξενος). Вполне правдоподобно также и то, что эта народность, выйдя из территории своего первоначального пребывания, с течением времени остановилась в Западной Европе и здесь положила начало населению будущей Германии. //«Рифат:»// В другом месте Библии, вероятно, по ошибке переписчиков, начальная буква этого имени заменена другой, благодаря чему получилось «Дифат» ([[old:1par:01:06|1 Пар. 1:6]], только в некоторых рукописях). И. Флавий отождествляет их с пафлагонянами, обитавшими на северо-западе Малой Азии, а большинство последующих толкователей склонно помещать их в горах Рифейских, лежавших на севере Каспийского моря. //«Фогарма:»// Это имя еще дважды встречается у пророка Иезекииля, в качестве поставщиков коней и мулов для тирских купцов ([[old:iez:27:14|Иез. 27:14]]; [[old:iez:38:06|Иез. 38:6]]). По традиции, сохраненной Моисеем Хоренским, родоначальником жителей Армении был сын Фогармы, чем и решается вопрос об этой народности в смысле отождествления ее с армянами. [<10>]