[<10>] ====== Толкования на Быт. 10:14 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим** **Патрусим**. Из Иеремии [[old:ier:44:15|(Иер. 44:15)]] и Иезекииля [[old:iez:29:14|(Иез. 29:14)]] известно, что земля //Патрос// принадлежала к Египту. Но у Исаии [[old:is:11:11|(Ис. 11:11)]] она отделена от него. Бохарт толкует сие о Фиваиде, находя положение страны Патрос означенным в исчислении частей Египта у Иеремии [[old:ier:44:01|(Иер. 44:1)]], где именуются по порядку, начиная от стороны Палестины, //Магдол// (при Чермном море), //Тахпанхес// у Геродота, //Ноф// (иначе //Моф//, то есть //Мемфис//) и //Патрос// Фиваида, где область //Пафурит//, по Плинию. **Каслухим**. Бохарт разумеет под сим имена Колхидян, переселенцев из Египта, но сие поселение не столь древнее. Другие полагают сие племя между Газою и Пелузием. От //Каслухим// производятся здесь //Филистимляне//, а в других местах, как у Иеремии [[old:ier:47:04|(Иер. 47:4)]] и Амоса [[old:am:09:07|(Ам. 9:7)]], — из //Кафтора//. Может быть, //Филистимляне// переселялись неоднократно, подобно как евреи. **Кафторим**. Древние, начиная от семидесяти толковников, называют их //Каппадокийцами// ([[old:ier:47:04|Иер. 47:4]]; [[old:am:09:07|Ам. 9:7]]). Михаэлис думает, что //Кафтор// есть Кипр. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим** См. Толкование на [[old:gen:10:13#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 10:13]] ===== Аврелий Пруденций ===== **Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим** См. Толкование на [[old:gen:10:06#avrelij_prudencij|Быт. 10:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим** «Патрусим…» С тем же самым, а также и с несколько измененным («Петрос») наименованием данная народность встречается и во многих др. местах Священного Писания, где они помещаются между Ефиопией и Мицраимом [[old:is:11:11|(Ис. 11:11)]] и различаются от Мигдола, Тафни и Мемфиса ([[old:ier:44:01|Иер. 44:1]], [[old:ier:44:15|15]]; [[old:iez:29:14|Иез. 29:14]]). В клинообразных летописях Ассаргаддона мы находим, что по завоевании Египта он принял титул царя Musur, Paturusi и Kusi. Из всего этого с достоверностью выводят, что под Патрусим должно разуметь население верхнего Египта, жившее между Мицраимом и Ефиопией. //«Каслухим…» //(«Хасмоним» по тексту LXX), откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. По смыслу этого текста выходит, что «Каслухим» послужили к образованию еще двух других народностей: филистимлян и кафторим. Но в других местах Священного Писания родиной филистимлян довольно определенно указывается «Кафтор» ([[old:vtor:02:23|Втор. 2:23]]; [[old:ier:47:04|Иер. 47:4]]; [[old:am:09:07|Ам. 9:7]]), под которым правдоподобнее всего видеть остров Крит ([[old:1ts:30:14|1 Цар. 30:14]]; [[old:ier:47:04|Иер. 47:4]]; [[old:iez:25:16|Иез. 25:16]]). Примиряя два этих показания, экзегеты думают, что Библия говорит о двух различных переселениях филистимлян, из которых древнейшее происходило из Каслухим, т. е. из северо-африканского побережья Средиземного моря, а другое, позднейшее - из Кафторим, т. е. с острова Крита. Несомненно только одно, что жители северо-восточной Африки, о. Крита и филистимляне имели много общего в своем языке, древних верованиях, обычаях, что служит доказательством их генетического родства между собою. Что же касается самих филистимлян, обитавших в Палестине и давших ей свое имя, то анализ самого имени их (пелешет - переселенец), указывает на них, как на переселенцев или выходцев; а древнейшие народные саги называют их именно выходящими из Египта. [<10>]