[<10>] ====== Толкования на Быт. 11:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли** Смотри, как они не по надлежащему воспользовались единством своего языка, и как суетный замысел житейский стал причиною несчастия. **«Приидите**, – говорят, – **сотворим плинты, и испечем их огнем, и бысть им плинта в камень, и брение было им вместо мела»**. Смотри, чем они думают обезопасить свое строение, не зная, что //«аще Господь не созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его»//. [[old:ps:126:01|(Пс.126:1)]]. **«И созиждем**, – говорят, – **себе град»**, не Богу, а себе. Смотри, как нечестие уже усилилось! Имея еще в свежей памяти всеобщую погибель, они уже дошли вот до какого безумия: **«и созиждем**, – говорят, – **себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе»**. Словом: **«небесе»** божественное Писание хотело изобразить нам необычайность их дерзости. **«И сотворим**, – говорят, – **себе имя»**. Видишь, где корень зла? Да заслужим, говорят, вечную память; пусть всегда помнят о нас; наше дело и создание будет таково, что никогда не забудется! И это сделаем **«прежде неже рассеятися нам по лицу всея земли»**. Пока, говорят, мы еще вместе, выполним наше намерение, чтобы оставить нам в последующих родах вечное о себе воспоминание. **«И созиждем**, – сказано, – **себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе: и сотворим себе имя, прежде неже рассеятися нам»** по земле. Видишь ли, как эти люди во всем показывают развращение своей воли? **«И созиждем**, – говорят, – **себе град»**; и еще: **«сотворим себе имя»**. Смотри, как они и после такой всеобщей погибели отваживаются на не меньшие пороки. Чему же надлежало быть? Как удержать их от безумия? Бог по Своему человеколюбию обещал, что никогда уже не наведет потопа, а они ни наказаниями не вразумились, ни от благодеяний не сделались лучше. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 30.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести** См. Толкование на [[old:gen:11:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 11:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести** Употребление //кирпичей// вместо камней и //земляной смолы// вместо извести в строении Вавилона объясняется свойством земли Сеннаар. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести** См. Толкование на [[old:gen:11:02#prp_maksim_ispovednik|Быт. 11:2]] ===== Блж. Августин ===== **И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести** См. Толкование на [[old:gen:11:01#blzh_avgustin|Быт. 11:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XIX. Паремия, положенная на вечерне в четверток четвертой седмицы Великого поста (Быт. 10:32; 11:1–9). В сей паремии содержится повествование о столпотво­рении Вавилонском, о смешении языка и о рассеянии пле­мен. **И рече человек ближнему своему: Приидите, сотворим плинфы** [кирпичи], **и испечем их огнем. И бысть им плинфа в камень, и брение вместо мела** На востоке для сооружений обыкновенно употребляли кирпичи из глины, высушенные на солнце. Но такой мате­риал был бы весьма непрочен для сооружений, предприни­маемых на местности низменной, заливаемой наводнения­ми Евфрата. Виновники предприятия благоразумно реши­ли употребить кирпичи, **выжженные огнем**, а для связи, вместо извести или глины удоборазмываемых, – ас­фальт – земляную смолу, которой до сих пор обилует эта местность. Развалины Вавилона, уцелевшие до нашего вре­мени, состоят из остатков обожженных кирпичей со смо­ляной спайкой. Камень не употреблен был для сооружений, может быть, потому, что искусство тесать камни еще не процветало тогда или и совсем не было известно. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести** //«И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести…»// Высоко историческая деталь, вполне оправдываемая современными раскопками, из которых мы видим, что древние вавилоняне приготовляли искусственный кирпич и были хорошо знакомы с употреблением земляной смолы или современного асфальта. [<10>]