[<10>] ====== Толкования на Быт. 11:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле** Смотри, сколько сделано, чтобы память об этом сохранилась во вся веки. Во-первых, разделение языков, но еще более и прежде этого, самое наречение имени, потому что имя //«Фалек»//, которое Евер дал своему сыну, значит «разделение». Потом название места – место названо смешением, что и значит **Вавилон**. Наконец сам Евер остался с тем же языком, чтобы и это служило ясным знаком разделения. Видишь, какими мерами Бог восхотел это событие сохранить навсегда в памяти (у людей) и спасти от забвения? С тех пор уже отец должен был рассказывать сыну о причине разности языков, и сын старался узнать от отца, почему так названо то место. Вавилоном названо то место потому, что оно означает смешение, что **«тамо смеси Господь Бог устна всея земли и оттуду рассея их»**. Это название места, мне кажется, равно означает и то, что Бог смесил языки, и то, что от этого люди рассеялись. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 30.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле** См. Толкование на [[old:gen:11:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 11:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле** **Вавилон**. Происхождение сего слова не столь ясно в еврейском языке — בבל //Бабел// от בלל //балал//, как в халдейском — בבל //Бабель// от בלבל //билбел//; впрочем, и в том, и в другом виде один корень оного и знаменование //смешения//. Имя **Вавилона** есть таинственное и прообразовательное [[new:otkr:17:05|(Откр. 17:5)]]. В Откровении Иоанна Вавилон противополагается Иерусалиму, и как сей последний показывается //невестою Агнца//, так, напротив, первый — //матерью любодеиц и мерзостей земли// ([[new:otkr:21:09|Откр. 21:9-10]]; [[new:otkr:17:05|Откр. 17:5]]). Из сего видно, что //Вавилон// знаменует //церковь антихристову//, подобно как //Иерусалим — Церковь Христову//. Когда Вавилон именуется //великим// и //матерью//, сим означается церковь антихристова во всем ее пространстве и продолжении. Сей духовный Вавилон, наконец, открывается чувственно в некоем видимом обществе или граде, живыми чертами описанном у Иоанна ([[new:otkr:17:start|Откр. гл. 17]], [[new:otkr:18:start|18]]). Желание //сотворить себе имя// более нежели человеческое, дабы поставить его на месте имени Божия; стремление ко всеобщему владычеству чрез всеобщее блужение с человеческими страстями, пороками, суеверием, неверием суть признаки строителей и здания, которое кончится крайним смешением и казнями от Бога. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле** См. Толкование на [[old:gen:11:02#prp_maksim_ispovednik|Быт. 11:2]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле** Если святые собраны вместе, их собрание благословенно; но если бы грешники собрались вместе, то были бы наихудшим собранием. Ибо чем более их собрано вместе, тем они хуже. В то время, когда они воздвигали башню против Бога, они были рассеяны и не смогли доделать свое дело. Ибо согласие их было дурным, и рассеяние как раз пошло на пользу тем, которые были рассеяны. //**Трактат на Псалмы (Пс 91).**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XIX. Паремия, положенная на вечерне в четверток четвертой седмицы Великого поста (Быт. 10:32; 11:1–9). В сей паремии содержится повествование о столпотво­рении Вавилонском, о смешении языка и о рассеянии пле­мен. **Сего ради наречеся имя его смешение, яко тамо смеси Господь устна всея земли, и оттуду разсея их Господь по лицу всея земли** **"Имя его"** – имя города. Чудесное событие смешения языка дало имя месту, на котором произошло это собы­тие, – имя Вавилона, что значит **смешение**. В самом имени города заключена безмолвная проповедь о ничтожестве усилий человеческих к достижению какой бы ни было цели без благословения Божия. – Событие **смешения** языков и **рассеяние** племен случилось во время праправнука Симова Фалека, который назван так своим отцом Евером именно потому, что во дни его «разделилась земля», – Фалек (с евр. Пелег) значит разделение [[old:gen:10:25|(Быт. 10:25)]]. Фалек родился на 631 году от потопа [[old:gen:11:16|(Быт. 11:16)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле** //«Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли…»// Этот стих представляет собой заключение ко всей истории вавилонского столпотворения. По смыслу данного места, происшедшее здесь чудо смешения языков сообщило свое имя и самой местности, которая получила имя «Вавилон»; такого же толкования относительно этого имени держится и И. Флавий. Очевидно, как, Библия, так и И. Флавий производят слово «Вавилон» от еврейского глагола «balal» что значит «смешивать». Но новейшие ориенталисты разлагают это имя на составные его части - Bab-Bel, т. е. «двор, или ворота Бела», древне-вавилонского божества. Однако если и можно признать некоторое значение за последним производством, то его во всяком случае должно отнести уже к позднейшей эпохе, к тому времени, когда в Вавилоне утвердилось почитание бога Бела, а событие вавилонского смешения успело уже несколько изгладиться из памяти народа. Знаменательный факт вавилонского столпотворения и последовавшего за ним рассеяния народов произошел в эпоху Фалека, или Пелега, представителя четвертой послепотопной генерации, жившего приблизительно в половине VI-го века после потопа ([[old:gen:10:25|Быт. 10:25]] и [[old:gen:11:16|Быт. 11:16-17]]). В истории божественного домостроительства о спасении человеческого рода он образует своего рода эру, заканчивающую собою одну эпоху - эпоху универсальной истории всего человечества и начинающую другую - историю одного богоизбранного потомства Симова, из которого через Авраама и Давида имел родиться и сам обетованный Мессия. Историческая достоверность этого события подтверждается многими согласными преданиями древности и результатами современных научных раскопок на Востоке. В ряду древних традиций особенного внимания заслуживает рассказ Абидена, приведенный Евсевием в его «Приготовлении к Евангелию», где, между прочим, мы читаем следующие замечательные строки: «вскоре после потопа произошли на земле люди, гордые своею силою и ростом, презрители богов, которые задумали построить высоченную башню на том месте, где теперь Вавилон, намереваясь через нее подняться на самое небо. И вот, когда их постройка уже приближалась к небу, боги послали сильные ветры, которые и разнесли эту башню. Развалины ее доселе стоят и называются Бабель, потому что до этого времени все люди говорили одним языком, а теперь на них было наведено смешение многих и различных языков». Краткие, но еще более близкие к Библии, отрывки этой истории найдены были англ. уч. Георгом Смитом и в клинообразных текстах, вошедших в состав так называемого «халдейского генезиса». Тот же самый ученый, производя свои знаменитые раскопки, открыл и развалины этой башни вблизи развалин др. Вавилона. Судя по описанию Геродота и Плиния, эта знаменитая башня неоднократно достраивалась и перестраивалась, имея в цветущую пору своей истории значение главного храма или пантеона вавилонских божеств, именно - семи планетных божеств, причем каждому из этих божеств посвящался особый этаж башни, окрашенный в свой отличительный цвет. **//Толковая Библия.//** [<10>]