[<10>] ====== Толкования на Быт. 12:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение** См. Толкование на [[old:gen:12:01#svt_ioann_zlatoust|Быт. 12:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение** **Я произведу от тебя великий народ**. От Аврама происходят многие народы, как то: Измаильтяне, Идумеи, Амалекитяне, Израильтяне [[old:gen:25:start|(Быт. гл. 25)]]; здесь, поелику говорится об //одном//, преимущественно разуметь должно //Израильтян//. **И благословлю тебя**. В сих словах, по–видимому, только повторяется предыдущая мысль, так как //благословение// в отношении к человекам в Ветхом Завете часто знаменует //многочадие//. Но как //благословение Божие// в особенности означает не простое и естественное, но непосредственно волею и силою Божиею производимое многочадие ([[old:gen:01:28|Быт. 1:28]]; [[old:gen:09:01|Быт. 9:1]]), то сия часть данного Авраму обетования разрешает для него великое недоумение. Бог уверяет его, что неплодство Сары не будет препятствовать продолжению и распространению его рода и что немощь естества побеждена будет чудесным благословением. **И возвеличу имя твое**. Имя человека //погибает// или //возставляется// бесчадием или потомством [[old:vtor:25:06|(Втор. 25:6-7)]]. Возвеличивается же имя родоначальника, когда оно с уважением сохраняется в его потомстве и когда самое сие потомство приобретает славу. **И будь ты в благословение**. Аврам не только благословляется сам, но и делается благословением для других как источник и как образец благословения [[old:gen:28:04|(Быт. 28:4)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение** См. Толкование на [[old:gen:12:01#prp_efrem_sirin|Быт. 12:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую. **И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен** Великая жертва требуется от Аврама, но и великие обетования возвещаются ему за покорность воле Божией. – **«И сотворю тя»**, – говорит Господь, – **«в язык велий»**, т. е. произведу от тебя народ великий. От Аврама происходят многие народы: измаильтяне, идумеи, амаликитяне, из­раильтяне. Здесь идет речь об одном народе. Это народ израильский, происшедший от внука Аврамова Иакова. Он поистине велик и по многочисленности, – ибо неисчетен, //как песок на берегу моря, как звезды на небе// [[old:gen:22:17|(Быт. 22:17)]], – и по дивной судьбе своей, ибо это народ избранный, единственный до Рождества Христова хранитель истинно­го Богопочтения, и в среде этого народа родился Спаситель мира. – **«И благословлю тя»**. Благословение, обещанное Богом Авраму, состоит в благопоспешении Авраму во всех его делах и предприятиях: на всех его делах и предприятиях будет лежать печать особенного благоволения к нему Божия. – **«И возвеличу имя твое»**. Не один избранный народ, но и другие народы, имеющие произойти от него, будут вменять себе в честь называть себя потомками его, будут величать имя его, как имя своего родоначальника, и назы­вать его, как особенно близкого к Богу, //другом Божиим// [[new:iak:02:23|(Иак. 2:23)]], под каковым именем он доселе известен на Востоке. Для самих христиан имя Аврама священно, как имя //отца всех верующих// [[new:rim:04:11|(Рим.4:11)]]. Сам Бог будет назы­вать себя //«Богом Аврама»// [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]]. – **«И будеши благословен»**. С еврейского выразительнее: «будеши в благословении». Это значит: 1) то, что и Бог по особенному своему благо­волению к Авраму будет не только его благословлять, ущедрять своими милостями, но ради его будет милостив к его потомкам, подобно тому, как ради Давида, раба своего, Бог не отнимет милости у его недостойных потомков [[old:ps:088:32|(Пс. 88:32-34)]]; 2) что и люди будут взирать на Аврама, как на источник и на образец благословений Божиих, и потому в молитвах к Богу будут называть Его Богом Аврамовым, а когда будут выражать свои благожелания кому-либо, то будут говорить: «да благословит тебя Господь, как Он благословил Аврама» [[old:gen:28:04|(Быт. 28:4)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Дидим Слепец ===== **и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение** Как же можно понять обещание произвести от него великий народ иначе, как буквально? Ибо очевидно, что в историческом плане как раз это и произошло. Однако поистине великим народ становится, когда украшается добродетелями. И ясно, что, когда душа достигла большого преуспеяния, в ней возникает уже не человеческое величие, но небесное, то есть благословение, которое не просто произносится, но и осуществляется. Великим и прославленным становится имя, делающееся причастным добродетели и красоте, возникающей от духовного благословения, ибо //доброе имя лучше богатства// [[old:pr:22:01|(Прит. 22:1)]]. //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение** См. Толкование на [[old:gen:12:01#lopuxin_ap|Быт. 12:1]] [<10>]