[<10>] ====== Толкования на Быт. 12:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа** **«И отступи**, – сказано, – **оттуду»**. Что значит: и **«отступи оттуду»**? Значит – когда место было уже освящено и посвящено Богу, (Авраам) отошел оттуда и перешел в другое место: **«в гору**, – сказано, – **на восток от Вефиля постави тамо кущу свою»**, то есть, наскоро устроил себе жилище. Вот, как он был чужд всего излишнего, как был на все готов, что мог, с женою и рабами, так скоро переселяться! Пусть слушают это мужья, пусть слушают и жены. Часто мы, имея надобность отправиться в село, придумываем тысячу распоряжений, беспокоимся о множестве разных вещей, чтобы, набрав много не только ненужного, но и излишнего и бесполезного, заготовленного нами для одного блеска, все это нести и возить с собою. Но праведник этот не так, а как же? Сподобившись беседы с Богом, он освятил место, создал жертвенник, и потом со всею скоростию переселился в иное место. **«И постави тамо кущу свою в Вефили при мори, и Агге к востоком: и созда тамо жертвенник Господу, и призва во имя Господа»**. Смотри, как он во всем выказывает свое благочестивое расположение. Там, ради данного ему Богом обетования, он создал жертвенник, и освятив место, отошел; а здесь, так как водрузил кущу, то опять, сказано, **«созда жертвенник Господу и призва во имя Господа»**. Видишь любомудрую душу? Видишь, как то, о чем (впоследствии) писал и увещевал чудный учитель вселенной, блаженный Павел, говоря: //«на всяком месте, воздеюще преподобные руки»// [[new:1tim:02:08|(1Тим.2:8)]], – как это наперед уже исполнил патриарх самым делом, //«на всяком месте»// созидая жертвенник и вознося благодарения Господу? Знал он, хорошо знал, что Бог ничего столько не требует от человека за Свои бесчисленные и неизреченные благодеяния, как души благодарной и признательной за полученные благодеяния. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 32.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа** Где //Вефиль//, то есть «дом Божий», там и жертвенник; где жертвенник, там призывание Бога. Вполне заслуженно он достиг такого преуспеяния, потому что надеялся, что Бог ему поможет. Подвижник Господа упражняется и закаляется через препятствия. **//Об Аврааме.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа** Имя **Вефиля** не принадлежит времени Аврама [[old:gen:28:19|(Быт. 28:19)]]. Моисей употребляет оное преимущественно пред древним как священное и приличное происшествиям места. //Морем// евреи называют //запад//, потому что западный предел земли их составляет море Средиземное [[old:gen:28:14|(Быт. 28:14)]]. **Призвал имя Господа**. С понятием о молитве, без сомнения, здесь должно соединить мысль о жертвоприношении, к чему ведет //создание жертвенника//. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу** В этих двух стихах намечается общий путь кочевья Аврама по Палестине и его главнейшие остановки. Одной из таких крупных и важных остановок было то место, которое впоследствии стало называться «Вефилем» [[old:gen:28:19|(Быт. 28:19)]]. Оно расположено в 5 милях на юг от Сихема и в 3 ч. пути от Иерусалима, в долине, обильной прекрасными пастбищами. Неподалеку отсюда находился и «Гай» ([[old:gen:13:03|Быт. 13:3]]; [[old:neem:11:31|Неем. 11:31]]), развалины которого известны и доселе под названием «Мединет-Гай» и находятся в 5 м. от Вефиля на восток. Наконец, последнее обозначение пути, переведенное в нашей Библии словом «к югу», в еврейском тексте заключает в себе указание на определенный южный округ Палестины, носивший название «Негеб» ([[old:gen:13:03|Быт. 13:3]]; [[old:gen:20:01|Быт. 20:1]]; [[old:gen:24:62|Быт. 24:62]]), указывающее на пустынный или степной характер данной местности. //«и создал там жертвенник и призвал имя Господа…»// И на этом новом месте своего поселения Аврам, прежде всего, спешит выразить чувства благодарности Богу, а всенародным и торжественным исповеданием имени истинного Бога [[old:gen:04:26|(Быт. 4:26)]] свидетельствует свою правую веру перед язычествующими хананеями. [<10>]