[<10>] ====== Толкования на Быт. 12:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя** См. Толкование на [[old:gen:12:11#svt_ioann_zlatoust|Быт. 12:11]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя** См. Толкование на [[old:gen:12:11#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 12:11]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя** См. Толкование на [[old:gen:12:12#svt_filaret_drozdov|Быт. 12:12]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя** См. Толкование на [[old:gen:12:10#prp_efrem_sirin|Быт. 12:10]] ===== Блаж. Августин ===== **скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя** См. Толкование на [[old:gen:12:11#blzh_avgustin|Быт. 12:11]] ===== Дидим Слепец ===== **скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя** См. Толкование на [[old:gen:12:11#didim_slepec|Быт. 12:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя** //«скажи же, что ты мне сестра…»// В этих словах Аврама не было полного обмана: во-первых, потому, что на Востоке слово «сестра» не имеет того узкого смысла, который соединяется с ним у нас, а означает близкое родство вообще, в понятие которого входят все двоюродные братья и сестры, а также и племянники с племянницами; во-вторых, и потому, что Сара и в самом деле доводилась Авраму или сводной сестрой, или племянницей [[old:gen:20:12|(Быт. 20:12)]]. //«дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя…»// «Это - весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которые доказывают необычайную правдивость священной летописи, именно явным указанием слабостей, иногда даже преступлений, величайших и святейших мужей Ветхого Завета, Аврама, Иакова, Давида, Соломона и др» (Властов). Как бы мы ни оправдывали поступка Аврама, но однако не в состоянии уничтожить в нем некоторого элемента малодушия и хитрости. Единственным оправданием его служит лишь грубость нравов той эпохи, позволявшая смотреть на брачный вопрос слишком широко и снисходительно, и безвыходное положение Аврама, заставлявшее его прибегнуть к меньшему злу, чтобы избегнуть большего - собственной погибели и полного порабощения Сары. Впрочем, святой //Иоанн Златоуст// в этом добровольном соглашении супругов и взаимном пожертвовании их своими интересами ради общего блага (один - правами мужа, другая - достоинством верной жены) видит венец их супружеской любви и образец, достойный подражания. [<10>]