[<10>] ====== Толкования на Быт. 12:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову** Что значит: **«мучи»**? Значит – наказал за дерзость и злое покушение. **«Казньми великими»**; не просто **«мучи»** царя, но **«казньми великими»**. Так как преступление было не маловажное, напротив, даже весьма великое, то и наказание велико. **«И дом его»**, сказано; (наказал) не его только, но и дом его. А почему, когда согрешил один царь, наказание разделяли с ним все домашние его? Это делается не без цели, но чтобы этим сильнее поразить царя: нужен был очень тяжкий удар, чтобы пораженный им отстал от беззакония. Но справедливо ли, скажешь, за него наказывать и тех? Не за него одного они терпели наказание, но, вероятно, за то, что и сами содействовали и помогали преступному замыслу. Ты слышал, как выше Писание сказало, что //«видевше ю князи фараони, похвалиша, и введоша ю в дом Фараонов»//. Видишь, что сделали они с женою праведника из угождения царю? Поэтому не он один (наказывается), но и все близкие к нему участвуют с ним в наказании, дабы познали, что причинили обиду не простому страннику, не обыкновенному человеку, но мужу, возлюбленному Богом и пользующемуся таким покровительством Его. Так вот, почему (Бог) столь тяжким наказанием поразил душу царя, отвлек его от гнусного порока, удержал его неразумное стремление, остановил невоздержную волю, связал неукротимую похоть, обуздал неистовую страсть! После этого, смотри, с какою уже кротостию царь разговаривает с странником, властитель – с тем бесприютным пришельцем, у которого он дерзнул отнять даже жену. И хорошо сказано, что **«мучи фараона и дом его Сары ради жены Аврамли»**. Наказание вразумляет (фараона), что это была жена праведника, и действительно, она, хотя и была введена в дом фараона, но пребыла женою праведника. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 32.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову** Это место представляет великое свидетельство и доказательство того, что следует блюсти непорочность. Оно каждого побуждает показать себя непорочным: не жаждать чужого ложа, не соблазнять чужую жену надеждой на то, что все останется в тайне и будет совершаемо безнаказанно, и не пользоваться беспечностью и глупостью мужа, или его долгим отсутствием. Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто. Никто не избежит Его, ни один человек не надсмеется над Ним. Он взирает вместо отсутствующего мужа, стоит на страже, и даже без стражи Он уличает виновника, прежде чем тот совершит, что задумал. В душе каждого, в уме всякого Он распознает преступление. Даже если ты, прелюбодейка, обманула мужа, ты не обманешь Бога; даже если ты избежала мужа, даже если ты одурачила судью на суде, ты не избегнешь Судьи всего мира. Он очень строго карает за обиду бедного, за оскорбление ничего не подозревающего мужа, ведь обида сильнее, когда презрен и оставлен без внимания Создатель брака, а не просто его Страж. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову** **Тяжкими ударами поразил**. Моисей не говорит о роде сих казней, так как и о том, как узнал Фараон вину своих бедствий. Дом Авимелеха в подобном случае наказан был нерожданием, и Авимелех имел о сем откровение во сне ([[old:gen:20:18|Быт. 20:18]], [[old:gen:20:03|3]]). Флавий (Antig. L. I, с. 8) пишет, что Фараон вразумлен был болезнью и возмущением, коих причину истолковали ему жрецы. Не ближе ли он мог получить сие истолкование oт самой Сары? Что принадлежит до преступления Фараонова — оно состояло в преобладании чувственности, которое тем достойнее наказания в царе, чем сильнее пример его в народе. Дом Фараонов, конечно, также страдал не безвинно. Нетрудно судить, каков долженствовал быть двор, коего вельможи поставляли обязанностью служить низким страстям своего владыки. Впрочем, без сомнения, должно полагать, что Фараон пострадал не за соделанное, но за преднамереваемое преступление; и что Бог его бедствиями предварил и отвратил несчастие Сары. Сие ясно утверждает Псалмопевец [[old:ps:104:13|(Пс. 104:13-15)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову** Какое отеческое попечение имел Господь об избранном Своем. За похищение у Аврама фараоном Сары Он подвергает Египетского царя лютым мучениям. И теперь Господь хранит избранных Своих как зеницу ока, карая иногда за оскорбления, наносимые им от нечестивых, жестокими мучениями. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову** //«Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его…»// Какими именно, неизвестно; но по аналогии случаев, можно думать, что теми же, как впоследствии и дом Авимелеха, т. е. бесплодием [[old:gen:20:18|(Быт. 20:18)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]