[<10>] ====== Толкования на Быт. 13:12 ====== ===== Прп. Паисий Сятогорец===== **Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома** См. Толкование на [[old:gen:13:01#prp_paisij_sjatogorec|Быт. 13:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт. 13:12–18). В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом. **Аврам вселися в земли Ханаанстей, Лот же вселися во граде окрестных стран и вселися в Содоме** **Аврам и Лот**, вместе переселившиеся **в землю Ханаан­скую**, сначала жили в ней неразлучно, и когда наступил голод **в Ханаанской земле**, они вместе отлучились из нее в Египет и вместе возвратились. По возвращении из Египта они со своими многочисленными стадами держались южной оконечности **Ханаанской земли**, и, подвигаясь далее на север, пришли к Вефилю, к тому самому месту в южной части Палестины, куда **Аврам**, вскоре по переселении из Харрана, двинулся из Сихема, и где, подобно как в Сихеме, воздвиг //жертвенник Богу// [[old:gen:12:08|(Быт. 12:8)]]. В Вефиле произошло теперь разлучение **Аврама с Лотом**. У того и у другого были большие стада при отдельном хозяйстве. В стране, заселен­ной Хананеями, не всегда легко было находить обширные пастбища, достаточные для этих стад. Кроме того, между пастухами скота **Аврамова** и между пастухами скота **Лотова** возник раздор, вероятно, из-за лучших мест на общем пастбище. Раздор между слугами мог привести к неприят­ным столкновениям хозяев. Для избежания такой опаснос­ти и вообще для избежания неудобств совместного житель­ства на непросторной местности, **Аврам** предложил **Лоту** разойтись и выбрать себе для жительства равнину Иордан­скую, цветущую, как рай, и обильно орошаемую водными потоками, текущими с окрестных гор, как обильно ороша­ется земля египетская наводнениями Нила и каналами, из него проведенными [[old:gen:13:10|(Быт. 13:10)]]. По разлучении с **Лотом, «Аврам вселися в земли Ханаанстей»**, т. е. остался во внут­ренних ее областях, не покидая тех мест, в которых доселе кочевал, хотя они не представляли тех удобств ни по оби­лию пажитей, ни по обилию воды, какими предстояло пользоваться Лоту на полях избранной им Иорданской равнины [[old:gen:13:12|(Быт. 13:12)]]. Впрочем, **Лот** не довольствовался этими одними удобствами. Стада его паслись на полях под надзором его пастухов, а сам он с семейством **"вселися во граде** (с евр. в городах) **окрестных"**, т. е. прилегающих к Иордану, **"стран"**, где искал безопасности от вражеских на­падений, также удовольствий общежития. Из городов, в которых **Лот** обитал, и около которых паслись его стада, бытописатель именует **Содом: «и вселися в Содоме»**. Это был один из городов южной части Иорданской равнины; всех было пять: **Содом**, Гоморра, Адама, Севоим и Сигор [[old:gen:14:02|(Быт. 14:2-8)]]. Каждый из них был столицей особых владений, и **Содом** первенствовал между ними по своему богатству, могуществу и народонаселению, судя по тому, что у быто­писателя везде упоминается первым в ряду этих горо­дов. – Разлучение **Аврама с Лотом**, бывшее следствием их личных отношений и соображений, входило также в план Промышления Божия о благословенной части **Аврамова** потомства – евреях. По обетованию Божию, им одним предназначена в обладание **Ханаанская земля**, и вот за 400 с лишком лет до исполнения этого обетования, в знак того, что никто кроме них не будет участвовать в обетованном наследии, не без тайного устроения Промысла, от их родо­начальника отделяется родоначальник моавитян и аммонитян, и поселяется на восточной окраине земли обетован­ной – около тех мест, где будут обитать эти потомки **Лота**. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома** //«Аврам стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности…»// Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в западной части Ханаанской земли. Лот же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его населением и даже, соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь горожанина. **//Толковая Библия.//** [<10>]