[<10>] ====== Толкования на Быт. 13:13 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом** То, что люди Содомские **были злы и весьма грешны пред Господом**, есть важное дело домостроительства: чтобы ты узнал, что тяжкая горечь грехов побуждает милостивого Бога к отмщению, и даже Авраам вполне справедливо не смог Его умолить о пощаде содомитян, поскольку те были порочны сверх меры (см. [[old:gen:18:20|Быт. 18:20-33]]). И многие люди, чем порочнее, тем более пытаются скрыть это. Им удается избегнуть расследований со стороны людей, когда дела ведутся без участия судьи или когда праведник обвиняется по ложному свидетельству. Праведник же, напротив, пребывает перед Богом, даже когда он осуждаем людьми, поскольку Бог взирает не на решения судов или на то, что основано на выдуманных доводах подлецов, но на голую сущность дел. В человеческих разбирательствах обман ложного показания часто поглощает силу истины. Сусанна оставалась перед Богом совершенно непорочной, даже будучи осуждена за прелюбодеяние, поскольку Бог не придавал значения факту, который был основан на утверждениях лживых свидетелей, но допрашивал совесть, скрытую внутри ума (см. [[old:dan:13:start|Дан. 13]]). //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом** Видишь ли, Лот обращает внимание только на свойство земли, а не смотрит на злонравие жителей? Какая польза, скажи мне, в тучной и плодоносной земле, когда ее обитатели злонравны? И что за вред от пустыни и от самой бесплодной земли, когда живущие на ней благонравны? Самое главное благо есть благонравие жителей. Но Лот смотрел только на одно – на плодородие земли. Поэтому-то Писание, желая сделать нам известным злонравие тамошних жителей, говорит: **«человецы же, сущии в Содоме, зли и грешни пред Богом зело»**; не только, говорит, **«зли»**, но и **«грешни»**, и не просто **«грешни»**, но и **«пред Богом»**; то есть, весьма многочисленны были грехи их и нечестие их чрезмерно – почему, и прибавило (Писание): **«пред Богом зело»**. Видишь великость нечестия? Видишь, какое зло гнаться за первыми местами, а не смотреть на истинную пользу? Видишь, что значит кротость, уклонение от первенства и смирение? //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 33.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом** Говоря сие, Моисей осуждает сделанный Лотом выбор местопребывания. В самом деле, Лот поступил бы благоразумнее, когда бы, несмотря на скромное и бескорыстное предложение Аврама о избрании себе страны [[old:gen:13:09|(Быт. 13:9)]], предоставил ему, яко старейшему, назначить оную; и когда бы при избрании себе жилища имел в виду не наружные только выгоды, но паче сохранение внутреннего сокровища веры и благочестия. Но привязанность к земному ослепила его и доведет впоследствии до края бездны. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Паисий Сятогорец===== **Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом** См. Толкование на [[old:gen:13:01#prp_paisij_sjatogorec|Быт. 13:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом** В переводе Семидесяти здесь излишне добавлено //«перед Богом»//, поскольку жители Содома были злыми и грешными и перед людьми. А грешником перед Богом называется тот, кто перед людьми может казаться праведным. А вот о Захарии и Елизавете, в похвале им, говорится, что они были оба праведны перед Богом [[new:lk:01:06|(Лк. 1:6)]]. И в Псалтири сказано: //«Не оправдается перед Тобой всякий живущий»// [[old:ps:142:02|(Пс. 142:2)]]. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт. 13:12–18). В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом. **Человецы же сущии в Содоме зли и грешни пред Богом зело** Замечание о порочности Содомлян, среди которых по­селился Лот, сделано отчасти для того, чтобы приготовить читателя к тому, что будет сказано после о их поведении и погибели, отчасти для того, чтобы показать, как неудачно был сделан Лотом выбор для своего местопребывания. При этом выборе он руководствовался соображениями земны­ми и чувственными, обращал внимание на одни внешние удобства жизни, тогда как ему следовало обратить внимание преимущественно на нравственные качества тех, в обществе которых ему придется жить. Жизнь в обществе людей честных, благочестивых и добрых безопаснее в жи­тейском и нравственном отношении, чем обращение среди нечестивых и порочных. Впоследствии Лот, действитель­но, немало потерпит от буйства и насилия содомлян и даже будет в опасности погибнуть вместе с ними от заслужен­ного ими гнева Божия [[old:gen:19:09|(Быт. 19:9-15)]]. В нравственном отношении он, правда, не потерпит вреда от общения с ними, – он не увлечется примером их беззакония, останет­ся праведным и благочестивым, за что будет сохранен от постигшей их погибели; «но //живя между ними, он ежеднев­н// будет //мучиться в праведной душе своей, видя и слыша дела беззаконныя»// [[new:2pet:02:07|(2 Пет. 2:7-8)]]. О сих беззакониях бытописатель говорит: **«человецы сущии в Содоме зли и грешни пред Богом»**, т. е. виновны в грехах и злодействах, вопиющих пред Богом, не могущих быть долее терпимыми от Бога, вызывающих Его к совершению над ними грозного суда. Главный грех Содомлян есть грех противоестествен­ного любострастия [[old:gen:19:05|(Быт. 19:5)]], который потому и называ­ется содомским. Но пророк Иезекииль, обвиняя иудеев в подражании содомлянам, упоминает еще о следующих гре­хах жителей **Содома**: это гордость, сластолюбие, изнежен­ность в образе жизни, праздность и немилосердие к бедным [[old:iez:16:49|(Иез. 16:49-50]]. Так называемый содомский грех был порождением сластолюбия, изнеженности и праздности. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом** //«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом…»// Вот краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с которыми вступил их новый сосед - Лот. «Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства» (Властов). [<10>]