[<10>] ====== Толкования на Быт. 13:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее** Смотри, как (Бог) всячески хочет возбудить в праведнике живое упование. **«Востав»**, говорит, обойди вокруг, осмотри и длину и широту (земли), чтобы узнать тебе обширность земли, которою будешь пользоваться и, прежде еще обладания (ею), утешаться уже надеждою. Сколько ты ни обойдешь земли, (всю) ее отдам тебе, дабы ты знал, что ты уступил (племяннику) не столько, сколько теперь имеешь получить. Не думай же, будто ты получил худшую часть, когда тот (Лот) завладел, по-видимому, лучшими местами. Скоро увидишь на самом деле, что немного пользы принес ему выбор лучших мест, да и сам он узнает, какое зло – искать лучших мест. А ты теперь же получи награду за смиренномудрие и кротость, которую показал ты в отношении к племяннику, прими обетование и узнай всю ту землю, которой ты – господин и которою скоро овладеешь ты и семя твое навсегда: **«и семени твоему»**, – сказано, до века. Величественно обетование Божие! Велико обилие щедрот у Владыки всех нас! Необычайна награда, какую человеколюбивый и благоутробный (Бог) даровал этому блаженному и имеющему произойти от него потомству! **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 34.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее** Не назначив пределов земли обетованной, Бог повелевает пройти ее в долготу и широту. Сие можно разуметь так, что он повелевает Авраму проходить и обходить предлежащую ему страну по произволению с таким уверением, что всякое место, где он поставит свою ногу, будет принадлежать к земле обетованной. Бог внушает чрез сие Авраму, что мера обетования есть мера веры и что пределы земли обетованной суть колико подвижны, толико обширны и даже невидимы. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== После того, как Лот отделился от Аврама, Бог явился Авраму и сказал ему: **Востав пройди землю в долготу ея и в широту: яко тебе дам ю**. Этим, очевидно, прознаменуется Крест. Но земля, обетованная родоначальникам в тайне Креста, за Крест же изринула чад своих, и отданы те земли иным наследникам. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее** См. Толкование на [[old:gen:12:01#prp_maksim_ispovednik|Быт. 12:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт. 13:12–18). В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом. **Востав пройди землю в долготу ея и в широту: яко тебе дам ю и семени твоему во век** Сими словами Господь хотел показать Авраму, что земля Ханаанская отдается потомкам его во всем ее про­странстве, – все места, куда ни ступит нога их в этой земле, – будут их неотъемлемой собственностью. Пере­ходы, какие по предложению Божию Аврам должен был совершить по Ханаанской земле в качестве кочевника, служат образом победоносных походов по ней его потом­ков. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее** //«встань, пройди по земле сей…»// Образец высокой священной поэзии, дышащей изобразительностью и силой. По глубокому замечанию //м. Филарета//, «мера обетования есть мера веры» - сколько может вместить человек, столько и получит… [<10>]