[<10>] ====== Толкования на Быт. 14:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска** См. Толкование на [[old:gen:14:14#svt_ioann_zlatoust|Быт. 14:14]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска** Даже число имеет жизненную силу, ибо в нем жизнь, если мы верим в страдание во имя Господа Иисуса. Ведь таково толкование этого имени, о котором мы сказали: //Хова//, то есть «жизнь». И прекрасно сказано, что она располагалась //по правую сторону Дамаска//, ибо овцы по правую сторону, а козлы по левую (ср. [[new:mf:25:33|Мф. 25:33]]). Опытный ум знает, кого ему призвать для завершения сражения, каким оружием снарядить, под какими знаменами вести. Он не выставляет перед войском изображения орлов или драконов, но вступает в сражение с крестом Христовым и именем Иисуса; он храбр этим знаком, верен этим знаменем. Поэтому по справедливости опытен тот ум, который стяжал истинную мудрость праведного мужа. Праведность же искусна в порицании, уличением призывает грешников назад и сдерживает натиск страстей. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска** **По левую сторону Дамаска**. По переводу Онкелоса: //к северу Дамаска//. Сие объясняется тем, что евреи представляют восток //переднею// стороною мира, а запад //заднею//, и посему полдень называется //правою// [[old:ps:088:13|(Пс. 88:13)]], а север //левою// стороною. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт. 14:14–20). В сей паремии содержится повествование о походе Аврама против царей, захвативших в плен Лота, о победе его над ними и о торжественной встрече победителя. **И нападе на ня нощию сам и отроцы его** [с ним]**: и порази их и гони их даже до Ховила, иже есть ошуюю Дамаска** При малочисленности своего отряда в сравнении с многочисленным войском неприятелей, Аврам мог одер­жать над ними верх только посредством военной хитрости, – он **напал на них ночью**, когда они беспечно спали и не ждали опасности; притом, как сказано в еврейском текс­те, **напал**, «разделясь», т. е. он, вероятно, разделил свой отряд на несколько частей, как сделал впоследствии Гедеон при нападении на Мадианитян, – окружил ими неприятелей со всех сторон, потом по данному знаку, с военными кли­ками вторгнулся в стан их, и этой нечаянностью произвел между ними беспорядок и испуг, а для того, чтобы не дать им опомниться от испуга и оправиться от поражения, "**гони их, преследовал даже до Ховила, иже есть ошуюю Дамас­ка»**, или иначе – находится на севере от **Дамаска** [ибо восточные переднею стороною света считают восток и обращаясь к востоку имеют на левой стороне север], в двух верстах от **Дамаска** (Иосиф Флавий), а сам **Дамаск** отстоит от Дана на 100 верст. Какое участие в поражении неприятеля при­нимали союзники Аврама, не сказано, может быть, по­тому, что они занимали только сторожевой пост в то время, когда было произведено нападение на неприятельский стан. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска** //«и разделившись напал на них ночью… и поразил их…»// Это довольно обычный и известный из Библии стратегический прием, посредством которого малые отряды одерживали блестящие победы над большими войсками. Суть его состояла в том, что маленький отряд делился на несколько групп; и когда неприятель предавался мирному отдыху или сну, все эти отряды с военными кликами бросались на него и старались произвести панику, в чем часто и успевали, как это мы видим еще и на примере Гедеона с мадианитянами ([[old:sud:07:16|Суд. 7:16]] и д.). //«и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска»// В таргуме Онкелоса определеннее указано - по северную сторону Дамаска; хотя это в сущности одно и то же: евреи различали страны света всегда обратясь лицом на восток, так что левая сторона падала всегда на север. Местечко Хова существует и доселе в двух милях от Дамаска. [<10>]