[<10>] ====== Толкования на Быт. 14:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего** Не только благословил его, но и прославил Бога; сказав: **«благословен Аврам Богом вышним, иже созда небо и землю»**, он открыл нам в творении могущество Божие, потому что, если Бог есть тот, кто сотворил небо и землю, то уже не боги те, которым поклоняются люди (язычники): //«бози//, – сказано, – //иже небесе и земли не сотвориша да погибнут»// [[old:ier:10:11|(Иер.10:11)]]. **«Благословен Бог, иже предаде враги твоя под руки тебе»**. Замечай, как он не только восхваляет праведника, но и указывает на содействие Божие, потому что без небесной помощи Авраам не мог бы одолеть столь сильных врагов. **«Иже предаде**, – сказано, – **враги твоя»**: Он-то совершил все, Он сделал сильных слабыми, Он вооруженных низложил чрез безоружных, от Него (изошла) помощь, даровавшая им такую славу. **«Иже предаде враги твоя под руки тебе»**. Видишь, как Писание выражает доброе расположение и любовь Авраама к Лоту, как показывает, что он (врагов Лота) считал своими врагами за то, что они сделали его племяннику? **«И даде**, – сказано, – **ему десятину от всего»**. То же самое говорит и св. Павел: //«видите же, елик сей, емуже и десятину дал есть Авраам патриарх от избранных»// [[new:evr:07:04|(Евр.7:4)]]. То есть, из добычи, которую Авраам нес с собою, он уделил Мелхиседеку, именно отделил ему десятую часть всего, что нес, и чрез это стал для всех наставником в том, чтобы быть благодарными (Богу) и приносить ему в дар начатки от всего, что Он нам дарует. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 35.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли** См. Толкование на [[old:gen:14:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 14:17]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли** **И благословил**. Преимущественное право сего благословения заключается в священстве Мелхиседека. В сем качестве, стоя между Богом и человеком как посредник, он приносит благословение Богу как жертву благодарности и подает оное человеку как дар благодати. **Обладателя небес и земли**. Сею чертою различия Верховное Существо, исповедуемое Мелхиседеком, отделяется от тех могущественных существ, которым древние приписывали не сотворение и владычество всего мира, но подчиненное правление и хранение различных частей оного [[old:dan:10:13|(Дан. 10:13)]]. Суеверие не отличало сих служебных существ от единого Всеобщего Владыки ([[old:gen:31:29|Быт. 31:29]]; [[old:3ts:20:23|3 Цар. 20:23]]). ...Мелхиседек благословляет Аврама, отца верующих, как //высший низшего//: во Христе сам //Бог благословляет нас всяким благословением духовным превыше небес// [[new:ef:01:03|(Еф. 1:3)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли** См. Толкование на [[old:gen:14:18#prp_efrem_sirin|Быт. 14:18]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли** См. Толкование на [[old:gen:14:18#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 14:18]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт. 14:14–20). В сей паремии содержится повествование о походе Аврама против царей, захвативших в плен Лота, о победе его над ними и о торжественной встрече победителя. Ст. 19-20 **И благослови Аврама и рече: благословен Аврам Богом вышним, иже созда небо и землю: и благословен Бог вышний, иже предаде враги твоя под руки тебе. И даде ему десятину Аврам от всего** Поднесши **Авраму** хлеб и вино, согласно с житейским обычаем гостеприимства, Мелхиседек **«благослови Аврама»**, т. е. приветствовал его благим словом, не словом простой житейской вежливости, но освящающим священническим словом, которое изрек в качестве лица, посредствующего между Богом и человеком. Какое же это благое, освящаю­щее слово? Слово исповедания милости Божией к **Авраму** и слово прославления Бога за сию милость. **«И рече: благо­словен Аврам Богом вышним, иже созда небо и землю»**, – т. е. поздравляю тебя, **Аврам**, с полученной тобой победой, как знамением благословения, благоволения к тебе Бога всемогущего. – **«И благословен Бог вышний, иже предаде враги под руки тебе»**. Если успехом в нападении на врагов ты обязан благословению **Бога вышняго**, Который предал тебе их, хотя они были многочисленнее твоих ратников, то и от нас да будет Он **«благословен»**, т. е. прославлен за сие. – Что все эти приветственные слова **Аврам** выслушал от Мелхиседека, как от священника, это видно из того, что **Аврам** дал ему десятую часть из своей военной добычи [[old:gen:14:20|(Быт. 14:20)]], ибо у всех народов было в обычае жертвовать десятину Божеству в лице его служителей. Почему рассмотренную нами паремию о военном тор­жестве **Аврама** положено читать на службе в честь 1-го Вселенского собора? «Во-первых», потому, что ратники **Аврама**, отца верую­щих, собранные им в числе 318 душ против неприятеля, предызображали 318 отцов первого Вселенского собора, бойцов православной веры, победивших и осудивших не­честивого Ария и его сообщников. На сие предызображение указывает св. Амвросий Медиоланский (De fide ad Gra-tianum). «Во-вторых», потому, что упоминание в рассмотренной паремии о Мелхиседеке имеет отношение к догмату о единосущии и совершенном равенстве Сына Божия с Богом Отцом, защищенному и утвержденному на 1 -м Вселенском соборе, вопреки лжеучению Ария, отвергавшего сей дог­мат и учившего, что Сын Божий получил бытие во времени, как тварь, а не предвечно рожден от Бога Отца. Указание на истину предвечного рождения Сына Божия от существа Бога Отца содержится в истории Мелхиседека, ибо, по апостолу, для того не упомянуто в сей истории об отце и матери Мелхиседека, о его родословии и начале дней, чтобы он уподоблен был Сыну Божию, не от плотских родоначальников произшедшему по своему Божественно­му естеству, но прежде век сущему и предвечно рожденно­му от существа Бога Отца. На сие подобие Мелхиседека Сыну Божию указал, прежде апостола, также псалмопевец в одном из пророчественных о Христе псалмов, 109-м. В этом псалме сам Бог является свидетельствующим о Сыне: //«из чрева прежде денницы родих тя... Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»// [[old:ps:109:03|(Пс. 109:3-4)]]. Здесь рождение Сына, подобного Мелхиседеку священника, от существа Своего Бог Отец представляет под образом рождения "из чрева", и чрез то указует на Его единосущие с Собою; а что Он родился прежде "денницы" [утренней звезды], это значит, что Он родился предвечно, прежде всего сотворенного (слич. [[old:ps:071:17|Пс. 71:17]]). Что св. Церковь, установившая чтение рассмот­ренной паремии в празднование 1 -го Всел. собора, имела в виду именно предызображение Мелхиседеком предвечного Сына Божия, это видно из следующей стихиры, воспе­ваемой в сей праздник: «Из чрева родился еси прежде денницы, от Отца безматерен прежде век: аще и Арий тварь тя, а не Бога славит, дерзостию смешая Тя зиждителя тварем безумно, но собор иже в Никеи Сына Божия Тя проповеда Господи, Отцу и Духу сопрестольна» (стих. на Господи воззвах). «В-третьих», потому, что вообще победа **Аврама**, храни­теля истинной веры, над царями, вторжением своим в мирные гражданские общества возмутившими мир их, слу­жит образом торжества пастырей Церкви, сошедшихся на великий собор, и главы ее Христа над нечестивыми врагами ее, возмутившими ее мир своим лжеучением. На сие сход­ство того и другого торжества указывается также в одной из песней канона, положенных на праздник 1-го Всел. собора: «Якоже древле божественный **Аврам**, ввоинившеся вси всечестнии богоглаголивии людие, враги Твоя, Блаже, неистовые Твоею силою крепко погубиша». По этой же последней причине, т. е. по сходству победы Аврамовой с духовной победой Церкви над лжеучителями, рассмотренная паремия читается во дни памяти прочих Вселенских соборов. Не без глубокого основания также паремия положена в Неделю пред Рождеством Христовым, – в Неделю Отец, предков Иисуса Христа по плоти. В сию Неделю на литур­гии предписано читать из Ев. Матфея о родословии Иисуса Христа по плоти. Но чтобы сим чтением не вытеснялась мысль, что по Божеской своей природе Христос выше всякого человеческого родословия, не имеет на земле ни отца, ни матери, – Церковь нашла нужным напомнить о Его предвеч­ном рождении, между прочим чрез повествование Моисея о Мелхиседеке, который служит в этом отношении образом Иисуса Христа, не потому, чтобы Мелхиседек не имел родословия и отца с матерью, а потому, что в истории о нем не упоминается о его родословии и об отце с матерью. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли** //«и благословил его и сказал…»// Понятие «благословил» в еврейском тексте выражено словом barech, которое может означать также и вообще «приветствовать, выражать благожелания». Но что здесь благословение Мелхиседека не было простым приветствием и обычным благожеланием, за это прежде всего говорит как предыдущий ([[old:gen:14:18|18]] ст. - «священник Бога Вышнего»), так и последующий контекст речи ([[old:gen:14:20|20]] ст., Аврам дает ему жреческую десятину); а во-вторых, это твердо устанавливает и Апостол Павел [[new:evr:07:06|(Евр. 7:6-7)]], который говорит, что //«без всякого прекословия меньшее от большего благословляется»// и что, следовательно, Аврам, принявший благословение от Мелхиседека, этим самым признал в нем особого посредника между собою и Богом, способного низвести на него божественное благословение. **//Толковая Библия.//** [<10>]