[<10>] ====== Толкования на Быт. 14:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 22-23 **Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама** Велико презрение патриарха к богатству. Для чего же он с клятвою отказывается (от предлагаемого царем), говоря: **«воздвигну руку мою ко Господу Богу Вышнему, иже сотвори небо и землю»**? Двум вещам он хочет научить царя содомского – тому, что он выше даров его, чем и выказал великое любомудрие, и тому, что он желает быть ему наставником в богопочтении, и как бы так учит его: я ничего не возьму от тебя, и призываю тебе во свидетели Того, Кто сотворил все, чтобы ты познал сущего над всем Бога и не считал богами (вещи) сотворенные руками человеческими. Он – Творец неба и земли, Он даровал успех и этой брани и есть виновник этой победы. Итак, не ожидай, чтобы я решился взять что-либо из твоих даров: я совершил отмщение не из-за награды, но прежде всего по любви к племяннику, а потом по долгу справедливости, (который обязывает) похищать несправедливо увлеченных в плен из рук их врагов. **«От нити**, – говорит, – **до ремня сапожного не возму от всего твоего»**, то есть, ничего, даже самого малого, самого ничтожного, потому что ремнем обыкновенно называется узкая верхняя часть обуви, которую обыкновенно употребляют грубые народы. Потом представляет и причину, почему он отказывается (от даров): **«да не речеши**, – говорит, – **яко аз обогатих Аврама»**. Есть у меня Податель бесчисленных благ; я пользуюсь помощию свыше, и не имею нужды в твоем богатстве, не нуждаюсь в человеческой щедрости, доволен благоволением ко мне Божиим и знаю щедрость Его в дарах. Уступив Лоту малое и незначительное, я удостоился великих и неизреченных обетований, и теперь, не принимая от тебя даров, надеюсь приобрести и большее богатство, и большее благоволение Божие. Для того-то, думаю, он и употребил клятву, сказав: **«воздвигну руку мою ко Господу Богу Вышнему»**, чтобы тот не подумал, будто он только притворяется, как это обыкновенно бывает, но дабы познал ты, что он именно решился – не воспользоваться и малою частию из предлагаемого царем содомским. И исполнил он заповедь, данную И. Христом ученикам: //«туне приясте, туне дадите»// [[new:mf:10:08|(Мф. 10:8)]]. Я, говорит, в этой брани не употребил с своей стороны ничего больше, кроме готовности и усердия; а победу, трофеи и все прочее совершил (Господь) Своею силою. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 35.//** ---- Одержав столь славную победу, он всем ясно показал Божие о нем промышление, и то, что столь великое дело он совершил не собственною силою, но укрепляемый вышнею помощию. Впрочем, он успел сделаться учителем благочестия для всех живших в Содоме, чрез свои беседы с царем их. Когда царь, встретившись с ним и воздавая благодарность за сделанное им, обещал уступить ему всю конницу, а себе взять только людей, – примечай здесь опять великую душу праведника, как он в одно и то же время и являет свою мудрость, показывая, что он выше таких даров, и ведет его (царя) к познанию благочестия, – то праотец не просто сказал ему: я не позволю себе взять что-нибудь от тебя, потому что я не имею нужды ни в какой подобной награде, но что? **«Воздвигну руку мою к Богу Вышнему»**. Он как бы внушал царю: боги, почитаемые тобою, не суть боги, но камни и дерево; один есть над всеми Бог, который сотворил небо и землю. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 36.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли** См. Толкование на [[old:gen:14:21#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 14:21]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли** **Я поднимаю руку мою к Господу**. Сими словами описывается древний обряд клятвы ([[old:vtor:32:40|Втор. 32:40]]; [[old:dan:12:07|Дан. 12:7]]; [[new:otkr:10:05|Откр. 10:5]]). Поднятием руки к небу выражается чувствование присутствия Божия и призывание Бога во свидетеля. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли** См. Толкование на [[old:gen:14:21#lopuxin_ap|Быт. 14:21]] [<10>]