[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником** **«И абие**, – сказано, – **глас Господень бысть к нему»**. Заметь точность Писания: сказано: **«абие»**, т. е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает скорое утешение и облегчает беседою с ним тяжесть печали: **«и абие**, – сказано, – **глас Господень бысть к нему глаголющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе»**. Этого ли, говорит, ты убоялся? Это ли умножает твою скорбь? Итак знай же, что не этот будет наследник твой, **«но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе»**. Не смотри на природу человеческую, не думай ни о своей старости, ни о бесплодности Сары, но веруя в силу Того, Кто обещает тебе, перестань унывать, утешься и будь уверен, что будешь иметь наследника, который родится от тебя. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 36.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником** Если для исправления недостаточно слов Авраама, послушай изречение Бога, осуждающего наследование такого рода. **Не будет он**, - сказано, -** твоим наследником, но тот, кто произойдет от тебя**, будет твоим наследником. О ком же другом Он говорит? Ведь также и Агарь родила ему сына Измаила (см. [[old:gen:16:start|Быт. 16]]), но Он говорит не о нем, а о святом Исааке. И поэтому Он добавил: **кто произойдет от тебя**. Ведь тот поистине произошел от Авраама, кто родился в законном браке. В Исааке мы можем узнать того поистине законного сына, Господа Иисуса, о Котором в начале Евангелия от Матфея мы читаем, что Он был //Сын Авраама// [[new:mf:01:01|(Мф. 1:1)]]; Который поступал как истинный потомок Авраама, украшая наследие прародителя. Через Него Авраам обратился к небу и познал, что слава его потомства будет не менее яркой, чем сияние небесных звезд. Ибо //как звезда от звезды разнится в славе, так и воскресение мертвых//, - сказал апостол. Даруя приобщение к Своему Воскресению, Господь сделал людей, которых смерть обыкновенно скрывала в земле, причастниками Царства Небесного. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником** **Тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником**. Здесь под видом и по случаю устроения дома Аврамова Господь бросает новый луч света на Свое благодатное обетование: Он показывает, что семя обетования будет вкупе и естественное семя его. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **И абие глас Господень бысть к нему, глаго­лющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе** Аврама, смущаемого безчадием и помышлявшего об усыновлении домочадца, Господь успокаивает прямым удостоверением, что не чужой, а родной его сын будет **наследником** его. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником** //Бог обещает ему сына и многочисленное потомство// //«не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих…»// В греческой, латинской и нашей славянской Библии этот стих начинается наречием: «тотчас», по поводу чего Златоуст говорит: «Заметь точность Писания: сказано: тотчас, т. е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает скоро утешение, и облегчает беседою с ним тяжесть печали». Бог преподаст Своему верному рабу самое сильное утешение, исцелявшее его главную сердечную рану, нанесенную отсутствием прямого, естественного потомства: Он, именно, торжественно возвещает Авраму, что не чужой домочадец, а собственный, родной его сын будет действительным его наследником. [<10>]