[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков** Так как обетование было выше естества и превышало человеческий разум (потому что много возмущало дух его препятствие от самого естества, и собственная старость его, и заматеревшее уже бесплодие Сары), то Господь еще далее простирает силу Своих обетований, чтобы праведник, видя щедрость обещающего, имел тем более надежды. **«Изведе же его вон, и рече ему: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое. И верова Аврам Богу, и вменися ему в правду»**. Для чего замечено: **«изведе его вон»**? Так как выше было сказано, что Бог явился ему нощию в видении и беседовал с ним, а теперь он хочет указать ему на бесчисленное множество звезд на небе, то и сказано: **«изведе его вон, и рече: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое»**. Откровение возвышенное, обетование великое! Но если помыслим о силе Обещающего, то оно нам ни мало не покажется чрезвычайным. Тот, Кто образовал тело из земли, Кто из несущего произвел все видимое, Тот мог даровать (Аврааму) обетование, превышающее природу. Видишь милосердие Господа? Когда праведник сказал: //«отпущаюся бесчаден»//, и уже находясь как бы при самых дверях смерти и не видя никакой возможности иметь детей, произнес в таком расположении духа слова: //«Мазек, сын домочадицы моея, наследник мой будет»//, – тогда Господь, желая воскресить его дух и укрепить сердце, освобождает его от подавляющего его страха, возвышает его мысль и обетованием и самым величием дара; указывая на множество звезд и возвещая, что столько же произойдет от него потомства, возвращает ему утешительные надежды. Услышав такое обетование Господа, праведник оставил всякое человеческое рассуждение, и, уже не обращая внимания ни на себя самого, ни на Сару, представлявшую много препятствий к исполнению обетования, но став выше всего человеческого и зная, что силен Бог даровать и сверхъестественное, поверил сказанным (от Господа) словам, не допустил в себе никакого сомнения и нисколько не поколебался в вере относительно того, что было ему сказано. Вот признак истинной веры: когда обетования бывают выше человеческого понятия и мы твердо уповаем на силу обещающего. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 36.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков** Что же означают слова: **И вывел его вон**? Пророк выводится как бы вон, чтобы он вышел из тела и увидел ограниченность покрывающей его плоти, и разлитие, и словно некое сошествие Духа Святого. И нам тоже следует выйти из этой ограниченности нашего телесного пристанища, очистить жилище нашей души от всякой нечистоты и извергнуть скверну неприязни, если мы хотим получить дух мудрости, потому что //в лукавую душу не войдет премудрость// [[old:prs:01:04|(Прем. 1:4)]]. Авраам же поверил не потому, что прельстился засвидетельствованным золотом или серебром, но потому, что уверовал сердцем в праведность. Тот, чья заслуга была проверена, тот получил награду. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ---- Негде Бог, благословляя блаженного Авраама, дал обетование, что соответственно бесчисленному множеству звезд будет семя его (Быт. 15:5). Если же истинно учение, что душа, согрешив до тела, в наказание и посылается на землю и в плоть, то Бог обетовал праведнику презренную толпу преступников, удаляющихся от добра, а совсем не семя, причастное благословению. Но в действительности с целью благословить Авраама Бог говорит это. Таким образом, бытие тел освобождается от всякого обвинения. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков** См. Толкование на [[old:gen:15:01#prp_efrem_sirin|Быт. 15:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков** Если мог Господь создать бесчисленное множество светлых небесных миров, то чего стоит Ему умножить, как звезды небесные, род человеческий? В этих словах виден Творец звездного неба и рода человеческого. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **Изведе же его вон, и рече ему: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое** **«Изведе его вон»**. Нет причины думать, что видение, доселе описанное, было теперь прервано, что Господь воз­вратил Аврама к обыкновенному состоянию из восторжен­ного, в котором он доселе находился. Это восторженное состояние продолжалось – Авраму в видении представля­лось, как Господь вывел его из кущи под открытое **небо**, и как, указывая на **небо**, сказал ему, что потомство его будет так же многочисленно, как **звезды на небе**. Обетование о многочисленном потомстве Аврам слышал и прежде [[old:gen:13:16|(Быт. 13:16)]], но теперь оно имело для него особенное значение, ибо предварено было положительным удостоверением, что это многочисленное потомство произойдет от него чрез родного его сына. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков** //«И вывел его вон и сказал… сосчитай звезды… столько будет у тебя потомков…»// Для большей наглядности и силы Своего удостоверения Господь выводит Аврама под открытое небо и обращает его внимание на мириады рассыпанных по нему звезд, говоря, что таково же будет и количество его потомков. Смысл и значение этого сравнения уже известны нам по аналогичному образу из истории предшествующего богоявления [[old:gen:13:16|(Быт. 13:16)]]. Но в раскрытии самого обетования замечается важная новая черта: раньше говорилось вообще о потомстве Аврама; теперь же добавляется, что потомство это будет личным и прямым, так как произойдет от собственного его сына. [<10>]