[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:6 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность** Каким же образом распространилось потомство Авраама, если не по наследию веры, благодаря которой мы соединяемся с небом, сопоставляемся с ангелами, сравниваемся со звездами? Поэтому сказано: //столько будет у тебя потомков//. И **Авраам**, - сказано, -** поверил Богу**. Чему он поверил? Тому, что Христос через принятие плоти будет его наследником. И, дабы ты знал, почему он поверил в это, Господь говорит: //Авраам увидел день Мой и возрадовался// [[new:in:08:56|(Ин. 8:56)]]. Это было вменено ему в праведность, потому что он не искал разума, но уверовал ревностной верой. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность** Показав постепенное раскрытие обетования Аврамова со внешней и внутренней его стороны, бытописатель находит здесь приличное место предварить вопросы: почему Бог открывает Авраму непреложное Свое предопределение медленно и постепенно? И почему сей удостоен столь особенного попечения и столь великих даров? Разрешение сих вопросов заключается в сем примечании: **Аврам поверил Богу, и Он вменил ему сие в праведность**. Вера была следствием и концом таинственного водительства Божия, она же была началом и основанием Божия благоволения. Ближайшим предметом веры Аврамовой представляется здесь тот, кто //произойдет из чресл его// [[old:gen:15:04|(Быт. 15:4)]], сущность же ее, как истинной веры, должно полагать во всеискреннем и безусловном предании ума и воли Богу, в приятии Его //свидетельства в себя Самого// [[new:1in:05:10|(1 Ин. 5:10)]], вопреки свидетельству плоти и крови, //паче уповании// [[new:rim:04:18|(Рим. 4:18)]]. Слово צדקה означает иногда //праведное дело// [[old:vtor:24:13|(Втор. 24:13)]], а иногда постоянное //свойство правоты//, или //праведность// [[old:is:56:01|(Ис. 56:1)]]. //Вменить// первоначально значит //поставить в счет// ([[old:lev:25:27|Лев. 25:27]], [[old:lev:25:50|50]], [[old:lev:25:52|52]]), а по употреблению также: //приписать кому‑либо какое‑либо свойство, иногда и чуждое для него// [[old:pr:17:28|(Притч. 17:28)]]. //Вменить в праведность// значит признать за добродетель и поставить в заслугу, достойную мздовоздаяния [[old:ps:105:31|(Пс. 105:31)]]. Итак, изречение: //вера вменена Авраму в праведность// — разрешается на следующие: Аврам не имел праведности собственной и естественной; он не приобрел ее внешними деяниями добродетели; вера его не только признана действием добродетельным, так как она и была не столько переходящее действие, сколько постоянное свойство; но и положена в основание праведности его, принята пред непреложным судом Божиим вместо заслуг его. Так изъясняется //правда//, или //оправдание Аврама//, и апостолом Павлом [[new:rim:04:03|(Рим. 4:3-5)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность** См. Толкование на [[old:gen:15:01#prp_efrem_sirin|Быт. 15:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **И верова Аврам Богу, и вменися ему в правду** **«И верова Аврам Богу». Аврам** от всей души поверил, что Бог данное ему обетование о сыне и о многочисленном потомстве не только "может" исполнить, но «непременно исполнит». И эту сердечную веру Господь **«вменил ему в правду»**. Нетерпеливая жалоба **Аврама** на безчадство пока­зала в нем недостаток правды пред Богом, показала, что он неправ был пред Богом, неоднократно обещавшим ему многочисленное потомство. Но Господь с таким благово­лением воззрел на **веру Аврама**, возбужденную в нем новым подтвердительным обетованием, что не поставил ему в вину неправоту его жалобы на свое безчадство, снова признал его правым пред Собою. Св. апостол Павел при­мером **веры Аврама**, вмененной ему в правду, доказывает ту истину, что и нам всем оправдание пред Богом даруется не за дела, а **за веру** в искупительную силу смерти Христо­вой, за нас претерпенной [[new:rim:04:03|(Рим. 4:3]]; [[new:gal:03:06|Гал. 3:6)]]. А св. апостол Иаков для того, чтобы не подумал кто, что можно оправ­даться одной **верой** без дел закона, утверждает, что вера //Аврама потому вменилась ему в правду, что споспешест­вовала делам его// [[new:iak:02:21|(Иак. 2:21-24)]]. Это была **вера** живая, сердечная, следственно, не могла не сопровождаться бого­угодными делами. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность** //Аврам оправдывается верою// //«Аврам поверил Господу…»// Среди связного исторического повествования, составляющего содержание данной главы, рассматриваемый нами стих представляет собой некоторое отступление, именно - вводное замечание самого бытописателя; очевидно, Моисей придавал ему слишком важное значение, если ради него решился нарушить связность и планомерность своего эпического повествования. И действительно, здесь говорится о главной религиозной добродетели человека - оправдывающей и спасающей его вере. Первое значение еврейского глагола «аман» - «поверил» дает мысль о «полном успокоении» и «неподвижном утверждении» в чем-либо или на чем-либо; в данном случае он, следовательно, означает уничтожение всяких сомнений и колебаний в душе Аврама и полное утверждение его заветных чаяний и надежд в благой и всесовершенной воле Божьей. Не взирая ни на свою старость, ни на бесплодство Сары, Аврам верит божественному обетованию о рождении у него сына, и верит искренно и горячо, нисколько не рассуждая и скептически не исследуя того, как же все это может произойти. //«и Он вменил ему это в праведность…»// Бог, испытующий сердца и утробы человеческие и знающий все, даже самые малейшие движения человеческой души, по достоинству оценил этот благородный и высокий подъем духа Аврама и поставил его в качестве главного основания его будущего оправдания, т. е. заглаждения как его личного, так и тяготевшего над ним первородного греха. Окончательное же оправдание Аврама, как и других ветхозаветных праведников, наступило лишь после крестной смерти Господа Иисуса Христа и Его сошествия в ад [[new:1pet:03:19|(1 Пет. 3:19)]]. Этот знаменательный ветхозаветный факт оправдания по вере подробно комментируется Апостолом Павлом в его Послании к Римлянам [[new:rim:04:01|(Рим. 4:1)]], где пример Аврама служит у него очевидным доказательством той истинны, что и в христианстве оправдание дается не в силу каких-либо внешних подвигов и заслуг, а туне (даром) - по вере в искупительную силу Христовой смерти. Но как у Аврама спасшая его вера была плодом и венцом всей его благочестивой деятельности и жизни, так и у христианина оправдывающая вера должна охватывать и проникать собою все его существо и быть той живой и деятельной силой, которая необходимо искала бы соответствующего себе выражения и вовне, т. е. в благочестивой жизни и в добрых делах [[new:iak:02:24|(Иак. 2:24-26)]]. [<10>]