[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек** **«И взя**, – сказано, – **и раздели их на полы»**. Надобно заметить, что не напрасно и не без причины Он (Бог) назначил и самый возраст: Он повелел взять трехлетних, то есть, взрослых и совершенных. **«И раздели я **(Авраам)** на полы, и положи я противолична едина ко другому, птиц же не раздели»**. И сидя, охранял разделенные части, чтобы не повреждали их прилетающие птицы, и это делал он (Авраам) целый день. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек** Обратите особое внимание на то, что сказано об Аврааме: он разделил животных пополам и положил одну часть против другой, **только птиц не рассек**, - говорит Писание. Почему же так, братья? Потому что в Церкви кафолической плотские люди разделяются, а духовные - нет, и, как Писание говорит, они разделяются друг против друга (ср. [[new:mf:12:25|Мф. 12:25]]). Почему плотские люди разделяются и противостоят друг другу? Потому что все порочные любители мира сего не стремятся избегать разделений и ссор между собой: они потому разделены, что противостоят друг другу. А вот //птицы//, то есть люди духовные, не разделены. Почему так? Потому что у них //одно сердце и одна душа// [[new:act:04:32|(Деян. 4:32)]] в Господе, потому что им свойственно хотеть одного и того же и не желать одного и того же. //Горлицы// и //голуби//, упомянутые выше, уж точно похожи на такие души. Горлица символизирует чистоту, голубь - простоту. Все богобоязненные люди в кафолической Церкви, понятно, чисты и просты, так что могут вторить псалмопевцу: //кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы// [[old:ps:054:07|(Пс. 54:7)]]; и еще сказано: //И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих// [[old:ps:083:04|(Пс. 83:4)]]. Плотские люди, способные разделяться, находятся под давлением тяжких оков порока - люди духовные устремляются ввысь на крыльях различных добродетелей. Словно на двух крылах, то есть двух заповедях любви к Богу и ближнему своему, они поднимаются на небеса. Вместе с апостолом они могут сказать: //Наше же жительство - на небесах// [[new:fil:03:20|(Фил. 3:20)]]. И когда священнослужитель говорит «Горе имеем сердца», они с твердостью и рвением могут сказать «Имамы ко Господу», но не часто и не многие люди в Церкви могут утверждать это ответственно и правдиво. Итак, Авраам не разделил птиц, потому что духовные люди, имея одно сердце и одну душу, как я сказал, не могут отделиться от любви к Богу и любви к ближнему. Они восклицают с апостолом: //Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение?// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]], и далее следуют другие возможные причины, пока не сказано так: //ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем//. Потому мучения не могут отделить от Христа людей духовных, а людей плотских может разделить даже праздная сплетня. Жестокий меч не разделит первых, плотское чувство может сделать это со вторыми: ничто суровое не сломит людей духовных, но плотских может подкупить даже льстивое слово. Вот поэтому Авраам разделил животных пополам, а птиц не разделил. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек** **Рассек их пополам**. Без сомнения, и сие разделение, и расположение животных по частям сделано было по повелению Божию, хотя сие последнее и не полно в повествовании Моисея. Описанный здесь обряд был обыкновенный в древности обряд вступления в завет или в союз [[old:ier:34:18|(Иер. 34:18-19)]], который употреблялся и у язычников (Boch. ffier. p. I. L. II, с. 33). От сего обряда произошли выражения //сещи союз//, //сещи клятву// (Iliad. В. V. 124). Прохождение вступающих в союз между двумя половинами рассеченных животных, может быть, знаменовало то, что как сии рассечения составляли прежде одно тело и имели одну жизнь, так обе союзные стороны обещают взаимно водиться единым духом и составлять единое общество. Бог, употребляя при вступлении в завет с Аврамом обряд, свойственный союзам человеческим, делает некоторое применение к тому, что Патриарх не имеет на земле довольно надежных союзников для своей безопасности, и поставляет Себя во всевозможной к нему близости. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек** Потому и сказано: **только птиц не рассек**, что деление бывает между плотскими, а духовные неразделимы, ибо они избегают деловых пересудов людей, как //горлица//, или живут среди них, подобно //голубю//. Каждая из этих птиц проста и невинна, означая, что в самом народе Израиля, которому земля дана будет, нераздельно дети обетования и наследники Царства в вечном блаженстве пребывать будут. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10-11 **Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их** Ни к чему разбирать это священнодействие в настоящем сочинении. Скажу лишь то, что вместо приведенных мною слов в еврейском тексте написано: «И спускались на трупы хищные птицы, и Аврам отгонял их». Ведь по его заслугам Израиль часто избавлялся от бед. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **Взя же он вся сия и раздели я на полы и положи я противолична едина к другому: птиц же не раздели** См. Толкование на [[old:gen:15:09#ep_vissarion_nechaev|Быт. 15:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек** См. Толкование на [[old:gen:15:09#lopuxin_ap|Быт. 15:9]] [<10>]