[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-12 **И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий** Для чего (это было) при заходе солнца, когда день уже склонялся к вечеру? Все это к тому, чтобы сделать его (Авраама) более внимательным: для того напал на него **«и ужас, и страх темен велий»**, чтобы все эти явления привели его в чувство к видению Бога. Бог всегда так делает. Вот и впоследствии, когда Он хотел дать Моисею закон и заповеди на горе синайской, был, сказано, мрак и буря, и гора дымящаяся [[old:ish:19:16|(Исх.19:16–18)]]. Почему Писание и говорит: //«прикасаяйся горам, и дымятся»// [[old:ps:103:32|(Пс.103:32)]]. Так как бестелесное не может быть видимо чувственными очами, то Господь и хочет ознаменовать для нас Свое присутствие (особенными явлениями). Итак, когда праведник (Авраам) был поражен, и страх и ужас потряс его душу, ему было сказано: ты говорил: //«почему я уразумею»// (исполнение обетования), и желал получить знамение, каким образом ты наследуешь эту землю? Вот Я даю тебе знамение: ты должен иметь великую веру, чтобы знать, что Я могу и из самых неблагоприятных обстоятельств привести дела (человеческие) к благим надеждам. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их** **Хищные птицы**. Поелику и сие писатель нашел достойным замечания, то, может быть, это символ врагов судьбы Аврамовой и его племени. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их** Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними, означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных, о чем Господь говорит в Евангелии: //ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет// [[new:mf:24:21|(Мф. 24:21)]]. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их** См. Толкование на [[old:gen:15:10#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 15:10]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **Слетеша же птицы на телеса растесаная их: и седе близу их Аврам** Господь не скрывает от **Аврама**, что его потомство, прежде чем получить в наследие обетованную землю, много будет терпеть бедствий от врагов своих. Предзнаме­нование сего показано **Авраму** в хищных **птицах**, слетев­шихся на рассеченные трупы. Но **Аврам «седе близу их»**, рассеченных трупов, в качестве стража, и прогонял хищ­ных **птиц** (в еврейском тексте вместо "сидел" сказано: «прого­нял»). Это значило, что ради обетований, данных **Авраму**, Господь будет защищать и спасать от врагов его потомство [[old:ps:104:43|(Пс. 104:43)]]. В следующих стихах изображается с большей ясностью откровение о судьбе потомства **Аврамова**. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Примасий ===== **И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их** То, что нечистый дух может быть представлен в образе птицы, явно из того места Книги Бытия, где говорится, что Авраам прогнал птиц, которые покушались на рассеченные трупы. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их** //«И налетели на трупы хищные птицы…»// Эта мелкая подробность считается пророчественным предуказанием тех идолопоклоннических племен, которые, увлекая своим примером народ израильский, тем самым оскверняли этот завет и вредили его чистоте («блужение Израиля»). **//Толковая Библия.//** [<10>]