[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом** Велико это слово, и требует души мужественной и возвышенной, все человеческое оставляющей ниже себя. В самом деле, если бы праотец (Авраам) не имел твердой, мужественной и любомудрствующей души, слова такие могли бы даже смутить его. **«Ведый увеси**, – сказано, – **яко пресельно будет семя твое в земли не своей, и поработят, и озлобят, и смирят я лет четыреста. Языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сих же изыдут семо со имением многим»**. Не удивляйся, говорит, смотря на себя и свою старость, на бесплодие Сары и мертвенность ее утробы, и не думай, чтобы Я сказал что-нибудь много, говоря, что //«семени твоему дам землю сию»//. Не только это тебе предсказываю, но и то, что семя твое переселено будет в чужую землю. Не сказал (Бог): в Египет и не назвал земли по имени, но сказал: в земле **«не своей»**; там (твои потомки) претерпят рабство и бедность, и озлоблены будут не на краткое время и не на малое число лет, но **«лет четыреста»**. Но Я сотворю за них отмщение: **«языку, емуже поработают, сужду Аз»**, и сделаю то, что они возвратятся сюда **«со имением многим»**. Предсказывая же Аврааму несомненно имеющее быть впоследствии, объявляя ему и о рабстве, и о пришествии в Египет, и о гневе, какой за его потомков должны будут испытать египтяне, и о славном возвращении их (оттуда), Бог показывает ему, что не над ним только совершатся сверхъестественные дела (Божии), и не на нем только все предвозвещенное Богом, после столь великих препятствий, исполнится, но что то же случится и со всем его семенем. А это, говорит он, ныне же Я сказал тебе для того, чтобы ты прежде своего отшествия из этой жизни знал, что ожидает и потомков твоих. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет** **Тогда Господь сказал Авраму**. Здесь открывает Бог судьбу потомства Аврамова так, как бы объявлял с Своей стороны условия Своего завета при заключении его. **Четыреста лет**. Событие сего предречения означено в книге Исхода [[old:ish:12:40|(Исх. 12:40)]] и в послании апостола Павла к Галатам [[new:gal:03:17|(Гал. 3:17)]], где показываются 430 лет как время странствования евреев, от нашествия Аврама из Месопотамии в землю обетованную до исшествия сынов Израилевых из Египта. Исключив отселе первые 25 лет странствования Аврамова до рождения Исаака, получаем более точное //время странствования и порабощения потомков его// — 405 лет. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет** См. Толкование на [[old:gen:15:12#prp_efrem_sirin|Быт. 15:12]] ===== Блаж. Августин ===== **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет** Сказанное Аврааму: **знай, что потомки твои будут пришельцами на земле не своей, и что поработят их, и будут угнетать четыреста лет**, - представляет собой яснейшее пророчество о народе израильском, что им предстояло служить рабами в Египте. Не то здесь предсказано, что все четыреста лет они будут под гнетом у египтян, но то, что произойдет это в течение четырехсотлетнего периода. Как, например, написано о Фарре, отце Авраама: //И было дней жизни Фарры в Харране двести пять лет// [[old:gen:11:12|(Быт. 11:32)]], - не потому, что все там проведены, а потому, что там были исполнены; и точно таким образом в этом месте положено: **и поработят их, и будут угнетать четыреста лет**, - поскольку данная цифра в этом угнетенном состоянии исполняется, а не потому, что все это время целиком в нем проведено. Четыреста лет, конечно, здесь упомянуты для округления, ибо выходит несколько большее число - считать ли от момента этого обещания Аврааму, или от рождения Исаака как семени Авраама, о котором это предсказывается. Ибо от семьдесят пятого года Авраама, когда дано ему первое обещание, до исхода из Египта считается... четыреста тридцать лет, о чем апостол так упоминает: //Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, Закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу// [[new:gal:03:17|(Гал. 3:17)]]. Уже потому эти четыреста тридцать лет как четыреста могут быть объявлены, что не намного их превышают; в особенности же потому, что часть этого срока уже прошла, когда эти вещи были явлены и сказаны Аврааму в видении, или же когда Исаак был рожден в столетие отца своего (см. [[old:gen:21:05|Быт. 21:5]]) - от первого обетования спустя двадцать пять лет, когда из этих четырехсот тридцати лет, которые Бог захотел объявить, оставалось четыреста пять. Никто не усомнится, что и другие вещи, упомянутые в словах обетования Бога, также относятся к народу израильскому. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **И речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко пресельно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыриста** **«Пресельно будет семя твое в земли не своей.» – «Не своя земля»** – это земля Ханаанская, потом Египетская. В той и другой семя [потомство] Аврамово, до окончательного во­дворения его в Палестине, будет **«пресельно»**, т. е. будет странствовать или будет временным обитателем. **«Порабо­тят я, озлобят я, и смирят я»**: это бедствие потомки Аврамовы испытают в Египте, где по смерти Иосифа они будут жить в тяжкой неволе и угнетении. **«Лет четыриста»**: круг­лое число вместо 405. Начало этого счисления времени **пресельничества** и угнетения падает на год рождения Исаака, от которого произошло потомство Аврамово, 25-й год по переселении **Аврама** в Хананею из Халдеи, – конец – на исход евреев из Египта. Все же время **пресельничества**, с пребыванием евреев в Египте, в книге Исход [[old:ish:12:40|(Исх. 12:40)]] и в послании к Галатам [[new:gal:03:17|(Гал. 3:17)]] определяется в 430 лет со включением 25 лет от призвания Авраама до рождения Исаака. В стихе 16-м сказано о потомках Аврама «в четвертом роде возвратятся сии» Одни видят здесь опять указание на четырехсотлетие, упомянутое в 13-м стихе, разумея под каждым столетием "род", другие относят эти слова ко времени пребывания евреев в Египте, считая это время по родам – от Ления до Каафа, от Каафа до Амрама, от Амрама до Аарона, от Аарона до Елеазара. Некоторые видят намек на этот ряд поколений в избрании для обряда завета «трехлетних» телицы, козы и овна как понадобились для сего обряда животные вступившие в «четвертый» год, так и евреи выйдут из Египта в 4-м роде. Пример подобного соответствия есть в книге Судей. Гедеон, когда призываем был к освобождению израильтян от порабощения Мадиамского, продолжавшегося 7 лет, то должен был принести в жертву «семилетнего» тельца [[old:sud:06:01|(Суд. 6:1-25)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Дидим Слепец ===== **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет** Это изречение предвосхищает временное пребывание народа в Египте. Действительно, они были **пришельцами в земле не своей**, став рабами у фараона и подвергаясь угнетению от него и от египтян. Сказанное здесь не противоречит написанному в Исходе, ведь там сказано: //По прошествии четырехсот тридцати лет... вышло... ополчение Господне из земли Египетской// [[old:ish:12:41|(Исх. 12:41)]], а здесь говорится о том, что будет после четырехсот лет. Однако следует обратить внимание, что здесь не сказано, что они выйдут после того, как исполнится четыреста лет, но: после четырехсот лет, что оставляет место для тридцати годов. И обещание: //но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении//, - исполнилось в точности так, как написано в Исходе. Ведь Господь навел на египтян десять казней, так что, в конце концов, //они погрузились, как свинец, в великих водах// [[old:ish:15:10|(Исх. 15:10)]], а израильтяне вышли //с большим имуществом//, как показывают имевшие место события. Из этого мы научаемся, что если Бог на время и ввергает кого-либо в бедствия, то Он делает это не просто так, но с благой целью. Рассмотри также, не намекает ли это место и на временное пребывание святых. //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет** //«Потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать четыреста лет».// Из того, что ответ Господа относится к судьбе потомства Аврама, вытекает новое доказательство того, что и вышеприведенный вопрос Аврама касался того же самого предмета [[old:gen:15:08|(8 ст.)]]. Как бы идя навстречу тревожным думам Аврама о превратностях судьбы, ожидающих его потомство, Господь открывает Авраму, что его потомство, прежде чем получить исполнение обетования, должно будет пережить целый ряд испытаний и бедствий: во-первых, им предстоит продолжительное и беспокойное странствование по земле Ханаанской, а во-вторых, длинное и тяжелое рабство, имеется в виду - рабство в Египте. Общую продолжительность этого первого периода еврейской истории - периода скитаний бедствий и рабства - Бог определяет в четыреста лет. Собственно говоря, более точная цифра всего этого периода, началом которого считается выход Аврама из Ура Халдейского, а концом исход евреев из Египта, указывается в четыреста тридцать лет (на 25-м году, по выходе из Ура, родился Исаак, на 60-м году у Исаака родился Иаков, 130-ти лет Иаков переселился в Египет и 215 лет истекло после этого до исхода евреев; [[old:ish:12:40|Исх. 12:40]]; [[new:gal:03:17|Гал. 3:17]]). [<10>]