[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** Сказав о числе лет (рабства) – //«четыреста»//, – говорит далее: **«в четвертом же роде возвратятся семо»**. Здесь кто-нибудь, может быть, придет в недоумение, как это сказано, что они должны рабствовать //«четыреста лет»//, между тем как они и половины этих лет не провели в Египте. Но потому-то и не сказано, что они проведут четыреста лет «в Египте», а сказано только: //«в земли не своей»//, так что к годам, проведенным ими в Египте, можно присовокупить и время жизни самого праотца, в которое ему повелено было выйти из Харрана. С этого-то времени Писание показывает нам и число лет его, говоря, что ему было семьдесят пять лет, когда он вышел из Харрана. И если кто с этого времени будет считать до исшествия из Египта, то найдет полное число лет. И то еще можно сказать, что Господь, будучи человеколюбив и всегда соразмеряя наказания с нашею немощию, как скоро увидел, что они истомились от трудов, и что египтяне оказывают им великую жестокость, то прежде определенного времени сотворил отмщение и извел их на свободу. Таково свойство Его (Господа): всячески устрояя наше спасение, Он хотя и угрожает наказаниями, но если мы показываем обращение к (Нему), отменяет свой приговор. И наоборот опять, хотя и обещает подать нам какое-либо благо, но если мы с своей стороны не делаем того, что от нас самих зависит, то и Он не исполняет обещанного, чтобы от этого мы не сделались еще хуже. **«В четвертом же роде возвратятся семо: не бо исполнишася греси Аморреов до ныне»**. Тогда, говорит, наступит время и тех (потомков Авраама) освободить, и этих (аморреев) подвергнуть осуждению и изгнанию из своей земли за множество соделанных ими грехов. Итак, то и другое, восстановление одних и истребление других совершится, таким образом, в надлежащее время. Еще **«не исполнишася**, – говорит, – **греси их»**. Как бы так Он сказал: они еще не сделали такого множества преступлений, чтобы им понесть такое наказание. Будучи человеколюбив, Господь не только не наводит наказаний больших, чем грехи, а напротив, (посылает) гораздо меньшие. Вот почему и аморреям Он являет великое долготерпение, чтобы они, сами навлекши на себя наказание, после уже не имели никакого оправдания. Видите, как все с точностию Господь открыл праотцу, чтобы всячески укрепить его веру, и чтобы из сказанного он мог убедиться, что все, касавшееся и его самого, и его потомков, непременно сбудется так, как ему было предсказано. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** Кажется, что с этим согласна и история иудеев, которые переселились в Египет и вышли из Египта. Ведь они прожили там четыреста тридцать лет, но не все из них дожили до ста и более лет, как Моисей и Иисус Навин (см. [[old:vtor:34:07|Втор. 34:7]]; [[old:nav:24:30|Нав. 24:30]]), чтобы соответствовать времени четвертого поколения. Так что давайте лучше искать некий таинственный смысл. Действительно, число «четыре» подходит ко всем числам и является некоторым корнем и основанием «десяти», а также серединой числа «семь». Наконец, девяносто третий псалом надписан //четвертым днем недели//, потому что это число есть середина между первыми и последующими днями, ибо три дня предшествуют ему: первый, второй и третий, и три следует за ним: пятый, шестой и седьмой. Тот, кто поет этот псалом, проводит жизнь этого мира согласно подходящим числам, будто прочный и совершенный четырехугольник. В четырех книгах Евангелие полно и совершенно. Существуют четыре таинственных животных (ср. [[new:otkr:04:07|Откр. 4:7]]). Также четыре стороны света, и собранные из них дети Церкви распространили самое святое Царство Христово, придя с востока и запада, севера и юга (ср. [[new:lk:13:29|Лк. 13:29]]), и так святая Церковь поднялась с четырех сторон. Также «десятка» вырастает из этого числа. Ибо если соединишь числа от одного до четырех, то таким образом получишь десять. Сосчитай один, добавь к нему два: получится три; к трем добавь три: получится шесть; и к шести добавь четыре: получится десять. Итак, «четверка» наполняет десятку, десятка же объемлет все числа. «Четыре» - это также число человеческих возрастов: детство, отрочество, юность, зрелость. Постепенно возрастает и упрочивается мудрость, так что полнота мудрости наступает в четвертом периоде возрастов. И по справедливости, даже если кто находился прежде под властью египетского царя, тем не менее, достигая возраста зрелости, он освобождается от его власти и узнает, что ему надлежит следовать Закону. Так море этой жизни становится легко преодолимым для него (ср. [[old:ish:13:17|Исх. 13:17-14:31]]; [[old:ish:19:01|19:1-31:18]]). //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** **В четвертом роде возвратятся они сюда**. Род может означать: время целой жизни человеческой или такое продолжение времени, в которое целая современность людей, составляющих какое-либо общество, совершенно переменяется. В одном из сих значений древние //родом// называли //столетие//; время от рождения отца до рождения сына. Так, египтяне //род// полагали в 33 года; одно имя в родословии без замечания времени. Так принято имя рода в первой главе Евангелия от Матфея. В сем последнем разуме //четвертый род возвращения евреев// должно считать от их вшествия в Египет. Например: Кааф, Аврам, Аарон, Элеазар. **Доныне мера беззакония Аморрейского еще не наполнилась**. Поелику благословение евреев Бог соединил в судьбах своих с наказанием //Аморреев//, или вообще //Хананеев//, то и продолжает время искушения, потребного для первых, равно времени долготерпения для последних. Но что есть //наполнение меры беззаконий какого‑либо народа//? Аврам думал определить сие постепенным уменьшением известного числа добрых пред злыми, но вопросы, которые он предлагал о сем Самому Господу, не получили окончательного разрешения [[old:gen:18:32|(Быт. 18:32-33)]]. Дабы получить некоторое понятие о сем, можно взять в помощь нередко употребляемое в слове Божием сравнение состояния //греховного// с состоянием //болезненным//. Доколе положительное начало жизни в теле превозмогает над отрицательным началом смерти и разрушения, дотоле жизнь продолжается и при болезни, в противном случае должна последовать смерть. Так в народе, доколе начала жизни духовной и нравственной противоборствуют еще распространяющимся началам нечестия и разврата, дотоле греховная болезнь его еще не к смерти, и время долготерпения Божия к нему продолжается; но когда разрушительные начала нечестия и разврата берут решительный перевес в целом и частях особенно тех, которые дают направление и другим, тогда последует: //преумножение беззакония//, возрастающее непрестанно, быстро и неудержимо; //по нисшествии во глубину зол нерадение или крайнее невнимание к действиям Божества//, заграждающее все пути животворных влияний благодати; наконец, при воздействии противных сил// совершенное общества или народа разрушение//, как тела без души или дерева без питательного сока. Из сих первое называть можно //наполнением меры беззакония//, второе — //оставлением от Бога//, третье — //судом или наказанием Божиим//. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** См. Толкование на [[old:gen:15:12#prp_efrem_sirin|Быт. 15:12]] ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** В словах Господа виден Начальник и Судия всех народов, Творец земли и времени. Как бы в Свое оправдание, почему Он не теперь дает Авраму в наследие землю Ханаанскую, говорит, что грехи Аморреев еще не переполнились в настоящее время, что между ними еще есть остаток добра, за которое Я буду еще терпеть их неправды. Какое правосудие, чуждое всякого пристрастия! Он и награждает как Отец, и наказывает как Отец! В угоду Авраму, другу Своему, не истребил народов грешных и не дал ему их земли в наследие! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** То есть возвратятся те, которые будут от семени Авраама. Спрашивается, как же в Книге Исход написано: //«А в пятом поколении вышли сыны Израилевы из земли Египетской»// ([[old:ish:13:18|Исх. 13:18]] по LXX)? Об этом я выпустил небольшое сочинение (Письмо 36: «К папе Дамасу». – Прим. перев.). **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Дидим Слепец ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** Сказав это о самом Авраме, Бог теперь говорит о тех, кто произойдет от него: **в четвертом роде возвратятся они сюда**, указывая на тот род, который вернется в землю обетованную. Он говорит, что возвращение произойдет после четырехсот лет, потому что аморреи еще не исполнили меру своих беззаконий, из-за которых они, в конце концов, будут истреблены, чтобы после их осуждения потомки Аврама стали обитателями их земли. Ведь Бог наказывает в свою меру и в свое время, долготерпя, пока не настанет подходящий момент для воздаяния. Подобное этому назидательное высказывание имеется и в Евангелии: //Тогда Иисус начал укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись// ([[new:mf:11:20|Мф. 11:20-]][[new:mf:11:21|21]]). На что кто-нибудь мог бы сказать: «Почему же не были явлены силы в тех городах, которые могли бы покаяться, но, напротив, были совершены там, где не покаялись?». На это мы, пожалуй, ответим, что Сын Божий, Который это сделал, есть //Премудрость// [[new:1kor:01:24|(1 Кор. 1:24)]]. И поскольку Ему открыто сокровенное, Он знал, что они покаются не истинным покаянием, поэтому там и не были явлены Его силы. К ним подходит, пожалуй, вот что: лучше бы им было не знать истины, чем, познав ее, возвратиться вспять. Таким образом, Христос не сотворил чудес в Тире и Сидоне, поскольку их покаяние было бы непрочным. Поскольку же те города, в которых были явлены силы, не имели душевного движения, известного Судии, требовавшего доказательств посредством знамений, потому Христос их и сотворил - чтобы эти города не имели повода к оправданию, а те не потерпели бы большего вреда, удостоившись чего-то несвоевременно. Рассмотри также и то, не сказал ли это Спаситель с преувеличением к стыду тех, кто видел знамения, но не покаялся, - ведь существует и такой обучающий прием. Итак, долготерпение и благость Судии явствуют из того, что Он ожидает исполнения меры беззаконий аморреев. Действительно, Бог наказывает только после обличений, увещаний и всего того, что ведет к покаянию. Именно так произошло с фараоном, ведь после того, как он часто был порицаем и удостаивался отсрочки, он сам из-за своего жестокосердия навлек на себя окончательное осуждение (см. [[old:ish:07:start|Исх. 7-14]]). //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась** //«в четвертом роде возвратятся они сюда…»// Одни видят в этих словах параллель [[old:gen:15:13|13]]-му стиху, т. е. речь о четырех столетиях или родах - бедственной жизни Израиля, другие с большим основанием усматривают указание на продолжительность одного египетского рабства, которое должно было закончиться в четвертом поколении тех пришельцев, которые впервые поселились в нем. Действительно, Моисей, инициатор исхода евреев, был уже четвертым после Иакова, пришедшего в Египет (Левий, Кааф, Амрам и Моисей). //«ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась…»// Аморреи взяты здесь в качестве представителей всех хананеев [[old:nav:24:15|(Нав. 24:15)]]. Долготерпение Божие щадило их целые века, чтобы дать им возможность покаяния; но они употребили это время во зло и заслужили грозный приговор божественной правды о полном их истреблении ([[old:nav:06:20|Нав. 6:20]]; [[old:nav:08:22|Нав. 8:22]]; [[old:nav:09:24|Нав. 9:24]] и др.). [<10>]