[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** Когда Авраам вполне принял пророчество, и получил достаточное знамение того, что с ним случится, – **«егда**, – сказано, – **бысть солнце на западе, пламень бысть: и се пещь дымящися, и свещы огненны, яже проидоша между растесании»**. Пламя, печь и свечи явились для того, чтобы праведник уразумел твердость завета (Божия с ним) и действие (в этом) силы Божией. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** Заметьте, Братья, здесь говорится, что огонь проходит //между рассеченными животными//, но мы не читаем, чтобы огонь проходил между горлицей и голубем. Вечер тот - обозначение конца мира, а животные, как уже говорилось, это прообраз всех народов, верующих во Христа. А поскольку среди этих народов есть не только люди духовные (об этом было уже сказано), то есть не только праведники, но и даже служащие порокам, то животные и оказались разделенными, и огонь прошел между частями. Об этом говорит и апостол: //ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть// [[new:1kor:03:13|(1 Кор. 3:13)]]. Эта дымящая //печь// и //пламя огня// символизируют день Суда, потому и напал на благословенного Авраама //ужас и мрак великий//. Теперь мы можем понять, что //если праведник едва спасается// в судный день, //то нечестивый и грешник где явится// [[new:1pet:04:18|(1 Пет. 4:18)]]? Дымящая печь и пламя огня, повторяю, обозначают судный день - день Суда, в который //будет плач и скрежет зубов// [[new:mf:08:12|(Мф. 8:12)]]. В этот день будет стон и плач, и запоздалое раскаяние; сдвинутся основания гор, и земля воспылает до самого ада. Итак, чтобы душа наша не оказалась в подобных муках, давайте проснемся, пока есть время для исправления, и как добропорядочные и приносящие пользу рабы станем искать волю нашего Господа. И тогда, как наступит этот страшный день Суда, страшный даже для добрых людей (это он обозначен горящей и дымящей //печью//) - пламень отмщения не будет терзать <...> людьми (души их, раздираемые различными страстями, как раз обозначены здесь через //животных//). Вместо этого давайте являть собой простоту //голубя// и целомудрие //горлицы// [[old:gen:15:09|(Быт. 15:9)]], чтобы нам возвыситься на небеса на духовных крыльях добродетели согласно тому, что говорит апостол: //потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем// [[new:1sol:04:17|(1 Фес. 4:17)]] - с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава с Отцом и Духом Святым во веки веков. Аминь. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** **И се дым как бы от пещи, и светильник огненный**. Сей особливый род явления Божия поелику долженствовал иметь свою причину, то вероятно, что //дым пещи// образует предсказанное здесь //угнетение// народа Божия, которое и в других местах Св. Писания изображается //пещию железною// ([[old:vtor:04:20|Втор. 4:20]]; [[old:ier:11:04|Иер. 11:4]]), а //светильник огненный// знаменует его //избавление и спасение//, которое Исайя также уподобляет //светильнику// [[old:is:62:01|(Ис. 62:1)]]. **Прохождение** сих образов между рассеченными животными есть образовательное действие вступления в завет. Некоторые догадываются, что Авраму, прежде или после сих образов, поведано было также пройти между растесаниями для совершения и с его стороны обряда заветного, однако сей догадке не благоприятствует как молчание дееписателя, так и то, что Аврам в сие время был в исступлении. Кажется, что в самом видении представлены были обе стороны, вступающие в завет, то есть искушаемое племя Аврама — в дымной пещи, а Бог Избавитель — в светильнике огненном. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** Бог является во огни, так как Он – Огнь, поядающий неправды человеческие; в Завете виден полновластный Владыка царств, царей и народов. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными**, - указывает уже на то, что в конце века предстоит плотским людям испытать суд огнем. Подобно тому, как скорбь града Божия, которой ранее никогда не было и которая ожидается при антихристе (ср. [[new:mf:24:21|Мф. 24:21]]; [[new:mk:13:19|Мк. 13:19]]; [[new:otkr:13:start|Откр. 13]]), обозначена //ужасом// перед тьмой, охватившим Авраама во время заката солнца, то есть при приближении конца века, - так //огнем// после заката солнца, т.е. уже в самом конце века, обозначен разделяющий день Страшного суда над плотскими, для спасения через огонь и для осуждения в огонь (ср. [[new:1kor:03:13|1 Кор. 3:13-15]]; [[new:mf:25:41|Мф. 25:41]]). //**О граде Божием.**// ===== Дидим Слепец ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** Ясный и буквальный смысл этого стиха можно представить таким образом. На закате, когда уже зашло солнце, вот, явилось пламя, и дым как бы из печи //и светильники огненные прошли между рассеченными животными// - светильники, одновременно горящие и освещающие место для того, чтобы патриарх видел происходящее и чтобы явились божественные образы, которые было необходимо тщательно исследовать. Нужно отметить, что не только в этом случае при заключении завета явился огонь, но и через Моисея был дан Закон также при явлении огня. В самом деле, тогда израильтяне видели огонь и слышали законоположения, не видя при этом Того, Кто говорил (см. [[old:ish:19:start|Исх. 19:16-25]]; [[old:vtor:04:12|Втор. 4:12]]; [[old:vtor:05:22|5:22-24]]). Это намекает, пожалуй, вот на что. Поскольку Закон обещает как награды, так и наказания (см. [[old:vtor:11:26|Втор. 11:26-29]]; [[old:vtor:27:11|27:11]]; [[old:vtor:28:68|28:68]]), он был дан посреди огня, чтобы тем самым показать, что одним он приносит жжение, а другим - просвещение. Ведь огонь имеет двойную силу: он одновременно и освещает, и жжет; таким же образом и данный Богом Закон жжет тех, кто уклоняется от него, и просвещает тех, кто его соблюдает. Точно так же здесь появились //светильники// и //дым//: дым есть результат действия горящего огня, как бы сопровождающий его, а его пламя появилось еще раньше. В заключение мы скажем, что тот, кто в такой трудной ситуации решает, что следует делать, а что - нет, нуждается в Божием просвещении и страхе, на который здесь указывает //печь//, чтобы он все совершал в соответствии с верным разумением. //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** //«Когда зашло солнце и наступила тьма…»// Замечание бытописателя, указывающее на выдающуюся продолжительность данного богоявления: начавшись предшествующей ночью, оно происходило в течение всего последующего дня и продолжалось при наступлении новой ночи. //«дым как бы из печи и пламя огня прошли между разобщенными животными…»// Дым и огонь - это излюбленная эмблема обнаружений Бога в истории Израиля, одновременно грозных и мрачных, как дым, и светлых и радостных, как огонь. «Прохождение между разобщенными животными означало, по обычаю, соединение разделенного, т. е. союз. Отто Герлах замечает, что Аврам не проходил между рассеченными; проходил только видимый образ Господа, т. е. это был договор милости, благодеяние, обещанное и подтвержденное осязательно обрядом договора» (Властов). [<10>]