[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену** Заметь точность Писания. Чтобы показать нам, что он не тотчас же после слов, которые сказала ему Сара, приступил к исполнению (ее совета), оно говорит: **«и взяла Сара жена Аврамля египтяныню рабу свою»**. Писание как бы то показывает нам, что он решился на это дело только потому, что желал утешить свою жену и исполнить ее совет. А чтобы ты ясно познал целомудрие и чрезвычайное воздержание праотца, говорит (Писание): после того как она прожила десять лет с Авраамом мужем своим в земле ханаанской. Не без причины Писание обозначило время, а для того, чтобы мы могли видеть, сколько лет праведный терпел и благодушно переносил бесчадие, и будучи выше всякой страсти, показывал великое целомудрие. Мало того, эти слова – **«по десяти летех сожития с Аврамом мужем своим в земли Ханаани»** – Писание присовокупляет для того, чтобы мы узнали отсюда и нечто другое. Не все время их сожития (Писание) теперь обозначает нам, а только время, проведенное ими в земле ханаанской. Почему и для чего? Так как тотчас после пришествия Авраама в землю ханаанскую человеколюбивый Господь возвестил ему: //«семени твоему дам землю сию»//, и после того Господь неоднократно повторял ему Свои обетования, дабы ты знал, возлюбленный, сколько лет Господь медлил и ничего обещанного не приводил в исполнение, а праведник не колебался духом, но почитал слова Божии выше собственных рассуждений, то и сказано: после того, как они десять лет прожили вместе в земле ханаанской. Видишь ли мужество души? Видишь ли подвиг мудрости? (Видишь ли), как Господь, желая более и более его прославить, медлит и отлагает? Так, когда Он печется о Своих рабах, то не просто хочет оказывать им Свои благодеяния, но вместе хочет и прославить их, и сделать веру их для всех очевидною. Если бы Он, обещав семени его дать землю ту, тотчас разверз ложесна Сары и даровал ему поколение детей, то этим Он не показал бы ни чуда столь великого, ни веры праведника не сделал бы столь явною для всех. Сила Божия, конечно, и тогда была бы очевидна: уже омертвевшие силы естества и сделавшиеся совершенно неспособными к чадорождению Он Своим повелением снова оживотворил бы; но тогда праотец не получил бы себе такого венца, как теперь, когда в продолжение столь многого времени его добродетель была испытываема и с каждым днем делалась славнее. Не с иною целию, в продолжение стольких лет, Господь не исполнял и данных праотцу (Аврааму) обетований, а с тою именно, чтобы исполнить их впоследствии с большею славою, и сделать явною для всех веру праведника. Для того сказано: после десяти лет, проведенных ими (Авраамом и Саррою) вместе в земле ханаанской, – чтобы ты знал, сколько прошло времени с тех пор, как он (Авраам) получил обетования. Немедленно ведь по пришествии в землю ханаанскую он услышал: //«семени твоему дам землю»// сию; и вот, в продолжение стольких лет и сам он оставался бездетным, и неплодство Сары увеличивалось. **«И даде** (Сарра), – сказано, – **Агарь в жену Авраму мужу своему»**. Смотри, какое еще в древние времена было любомудрие, как и мужи были воздержны и имели великое попечение о целомудрии, и жены далеки были от ревности. Писание с намерением постоянно говорит: **«и поимши Сара Агарь рабу»**; и опять: **«даде ю в жену»**, – чтобы ты видел, как бесстрастно у них происходило это дело, и какое у них было любомудрие. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 3-4 **И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою** После потопа и вплоть до этого времени человеческий род был малочисленным, и, опять же, он был благочестив, чтобы не казалось, что кто-то не вернул долг природе (ср. [[old:gen:01:28|Быт. 1:28]]; [[old:gen:09:01|9:1]]). Наконец, и дочери святого Лота имели подобное извинение ввиду необходимости иметь потомство, чтобы не исчез человеческий род (см. [[old:gen:19:30|Быт. 19:30-38]]) - и потому авторитет общественного долга покрыл личный грех. И не случайно жена здесь представлена как виновник деяния, но чтобы оправдан был муж и чтобы не подумали, будто он увлечен безрассудным заблуждением; и одновременно - чтобы жены учились любить мужей и не терзались пустым подозрением измены или ненавистью к пасынкам, если сами не имеют детей. Сердце благой жены жаждет, чтобы муж простил ее бесплодие, и, чтобы не стать причиной того, что у мужа не будет детей, она убеждает его войти к служанке. Это сделала Лия, то же позже - Рахиль (см. [[old:gen:30:01|Быт. 30:1-13]]). Научись, женщина, изгонять ревность, которая часто побуждает женщин к неистовству. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену** **По исполнении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской**. Сие число лет замечается здесь как такое время, в которое Аврам, начиная от первого Божия откровения, тщетно ждал разрешения неплодства Сары. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 3-4 **И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою** Как было сказано выше, Сара являет собой вернейший пример благоразумия, поскольку без ревности привела к Авраму свою служанку, ибо увидела, что //по истечении десяти лет// она не зачала. Также мы увидели и бесстрастие мудрого мужа, потому что он производит потомство, чтобы уступить супруге. Мы уже сказали, что в возвышенном смысле добродетель сообразно со своей целью внушает сперва прибегать к вводным знаниям, чтобы сначала от них произвести потомство, но и эти знания, приобретенные из предварительного обучения, ничуть не менее являются чадами добродетели, поскольку они поступают сообразно с ее целью. Итак, прибегнув к ним, мудрый муж быстрее осуществил зачатие, ибо его преуспеяние теперь налицо. Целью добродетели было, как мы сказали выше, чтобы мудрый муж прежде освоил изучение предварительных наук и //тень//, дабы, изучив их, он мог приступить к большему. Ибо таков надлежащий порядок. Поэтому не следует возвращаться после познания совершенных вещей к незначительным. И действительно, апостол Павел пишет галатам, желающим после Евангелия жить в тени Закона. Не будучи иудеями, которые имеют тень своим спутником (ср. [[new:2kor:03:12|2 Кор. 3:12-16]]), галаты, после того как уверовали в Евангелие, хотели соблюдать иудейские обычаи, будучи обмануты неким Эвионом, который хотел соблюдать иудейские обычаи вместе с христианскими и убеждал в этом других, так что получил от апостолов это прозвище из-за того, что оно выражало его нищету. Ибо Эвион переводится как «нищий», и он был назван Эвионом из-за своей испорченности и скудости мысли. А о том, что галаты были язычниками, пишет Павел (см. [[new:gal:04:08|Гал. 4:8-]][[new:gal:04:09|9]])... и обвиняет их: //начав духом, теперь оканчиваете плотью?// [[new:gal:03:03|(Гал. 3:3)]]. Ибо, заложив однажды божественное начало, они неподобающе стали искать прообразы, по крайней мере, стали разыскивать их несвоевременно. Ведь следует понять, почему было дано чувственное обрезание и до какого времени его следует совершать. И если кто это понял, тот родил от наложницы и после этого может понять обрезание в сердце, совершаемое духом (ср. [[new:rim:02:29|Рим. 2:29]]). Итак, этот святой муж по указанию добродетели вошел к служанке, которую та ему вручила, как мы объяснили, и она зачала. После этого не подобает оставаться с ней сверх необходимости. Ибо многие, ради совершенного научения освоив предварительные науки, остаются на их уровне и порождают нечто неблагородное и некоторым образом оскорбляют добродетель. Итак, предпочитающий добродетели нечто иное оскорбляет ее. Ибо если кто выбирает ее не ради ее самой, но ради чего-то иного, как, например, ради похвалы или славы, тот некоторым образом наносит оскорбление благу, которое само по себе не приемлет бесчестия. ===== Лопухин А.П. ===== **И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену** //«и дала ее Авраму, мужу своему, в жену…»// Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте [[old:gen:25:06|(Быт. 25:6)]]; но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга. [<10>]