[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою** **«И вниде**, – сказано, – **ко Агари и зачат»**. Смотри, как Сара узнает, что не в праведнике (Аврааме) была причина их бесчадия, а в ее собственном неплодстве: вот тотчас же за сожитием последовало зачатие. Но посмотри теперь на неблагородство рабыни и на слабость женского пола, чтобы и отсюда видеть великую кротость праотца. **«И виде**, – сказано, – **яко во чреве имать, и укорена бысть госпожа пред нею»**. Таков обычай рабов: получив малое счастие, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безрассудство; так случилось и с этою рабою. Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о своем низком состоянии, но возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу, которая оказала ей такое покровительство, что возвела ее даже на ложе своего мужа. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою** См. Толкование на [[old:gen:16:03?&#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 16:3]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою** **Стала презирать госпожу свою**. Вероятно, что Агарь вышла из пределов должного к госпоже почтения в надежде быть более ее самой угодною Авраму, если родит ему наследника [[old:gen:29:34|(Быт. 29:34)]]. Между тем должно приметить в сем случае праведно постигшее Сару наказание за маловерие или, по крайней мере, за излишнюю нетерпеливость, с коими она хотела сама доставить себе детей вопреки естественному своему состоянию, вместо того чтобы ожидать их только от обетования и воли Божией, очевидно руководствовавшей Аврама. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Дидим Слепец ===== **Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою** См. Толкование на [[old:gen:16:03?&#didim_slepec|Быт. 16:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою** //Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары// //«Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою…»// На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости ([[old:gen:24:60|Быт. 24:60]]; [[old:ish:23:26|Исх. 23:26]]; [[old:vtor:07:14|Втор. 7:14]]); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье ([[old:gen:30:01|Быт. 30:1]], [[old:gen:30:23|23]]; [[new:lk:01:48|Лк. 1:48]] и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой. [<10>]