[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей** См. Толкование на [[old:gen:16:07#svt_ioann_zlatoust|Быт. 16:7]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей** **Агарь, раба Сарина!** Сим воззванием Ангел дает Агари разуметь о всеведении своем и приготовляет ее таким образом к следующему повелению и предсказанию; и вместе внушает ей, что напрасно и неправедно восстает она против прав госпожи своей, которые бегством не прекращаются. **Откуда ты пришла?** Показав уже свое ведение, Ангел приемлет на себя образ неведения, дабы тем и другим вместе расположить Агарь к искреннему признанию в неправедном ее поступке. **Я бегу от лица Сары, госпожи моей**. Теперь и Агарь признает себя рабою Сары и, следственно, осуждает свою непокоривость и бегство. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Когда же Агарь зачала, то стала пренебрегать госпожу свою, думая, что ее семя войдет в землю обетования и получит ее в наследие. Сара могла бы обуздать кичливость Агари, но поскольку видела, что бывшая дотоле рабой, с того времени, как отдали ее Авраму, разделила ложе его, то не укоряет наложницу, чтобы не нанести бесславия самому Авраму. Однако же сказала ему: **обида ми от тебе**, то есть я не променяла тебя на царя, ты же предпочел мне ныне рабу; Агари следовало благодарить меня за то, что услышана молитва моя, и зачала она, потому что я дала ее тебе, чтобы получить мне от нее утешение, но она за сделанное ей мною добро воздает злом, в глазах всех рабынь наносит мне жестокое оскорбление. ===== Дидим Слепец ===== **И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей** Из этих слов можно увидеть также добродетель Агари и узнать, что она не остается в презрении, поскольку ангел разговаривает с ней и проявляет заботу о ней не случайно, ибо очевидно, что он делает это в соответствии с волей Бога. И не без основания, ведь она - честная женщина, поскольку была выбрана святой Сарой для сожительства с Аврамом. Ее благоразумие проявляется в том, что она говорит: **я бегу от лица Сары, госпожи моей**, - не добавляя ничего дурного о ней. Выше мы отметили, что Сара - это добродетель и духовное понимание Писания, а Агарь - понимание подготовительное и покрытое тенью. Стало быть, приступающий к божественному научению должен внимать ему так, чтобы понять его сначала согласно букве, а затем, постепенно и чинно двигаясь, согласно духу. Итак, чаду Сары необходимо введение, чтобы таким образом он мог достичь более совершенных знаний. Также и об израильтянах сказано, что //им первым вверено слово Божие// [[new:rim:03:02|(Рим. 3:2)]], которое было дано им //до времени исправления// [[new:evr:09:10|(Евр. 9:10)]]. Ибо ни один останавливающийся на буквальном понимании или на вводных знаниях не может претендовать на саму мудрость. Поэтому если подобный любитель мудрости, используя вводные знания, остается в них, то он некоторым образом оскорбляет добродетель; если же отрезвляется, то отказывается от знаний вводного этапа и незаметно ускользает от него. Когда появляется преуспеяние, прежнее проходит, как было с египтянкой Агарью, ибо знания вводного этапа укрепляются от земных примеров... Итак, найдя ее убегающей из-за величия добродетели, ангел обращает ее назад - ибо наставляющее слово и знания вводного этапа внимательны к добродетели... Добродетельному человеку подобает знать первопричины и цель, а тот, кто использует вводные знания, ссылаясь на величие добродетели, часто остается в них, избегая некоторым образом силы совершенства. Ибо это видно из слов:** я бегу от лица Сары, госпожи моей**. Когда предстает красота духовного закона, то скрытое тенью убегает, ибо светлые жертвы приходят на смену имеющим тень и входят в употребление (ср. [[new:evr:10:01|Евр. 10:1]]). Таким образом, //то, что отчасти, прекращается// [[new:1kor:13:10|(1 Кор. 13:10)]], когда настает то, что совершенно. //Убежал от лица// тот, кто слышит слова Спасителя: //надлежит вам родиться свыше// (ср. [[new:in:03:03|Ин. 3:3]]) - и говорит: //как может человек родиться, будучи стар?// [[new:in:03:04|(Ин. 3:4)]], ибо он мыслил божественное по-человечески. //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== ** И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей ** //«Агарь, служанка Сарина!…»// Самые слова этого обращения, лучше всякого упрека, должны были привести в чувство забывшуюся рабу. [<10>]